Преподавание русского языка Игры на уроках русского языка в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.05 Просмотров: 1385 Краснова Светлана Викторовна, учитель русского языка Цель урока:
Оборудование: карточки со словами, распечатанные тексты сказок, чистые листы бумаги, фломастеры, фишки или кубики с цифрами 1, 2, 3 для жеребьевки. Ход урока 1. Орфографическая минутка. (В неё включены слова, в которых было сделано наибольшее количество ошибок в 1 полугодии): Учитель: - Я диктую слова (один из вариантов ниже), а каждый из вас произносит их по слогам, проговаривая “трудности”. Например:
2. “Исправь ошибку, дай совет”. Учитель: - Давайте вспомним, что такое морфемы? Назовите их. - Знание морфемы поможет вам выполнить задание. В записанных на доске предложениях найдите орфографические ошибки. Укажите, в каких морфемах они допущены. Запишите предложения в исправленном виде в тетради. Из-за озера покозались птицы, они выделяются грозными фигуроми на фоне заката. (Ошибка в корне) (ошибка в окончании), Все пернатые перипугались и смотрят на них. (Ошибка в приставке) А наблюдатильные селезни не дерутся, а разглядывают странных гостей. (Ошибка в суффиксе) - Что вы посоветуете ученику, который сделал эти ошибки? 3. Эстафета “ Найди сорняк и вырви с корнем”. Учитель: - Давайте поиграем! Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть родственных слов). - Объясните, как вы понимаете слово сорняк? - Вам предстоит вырвать сорняки, для этого разделим класс на 3 команды и выберем капитанов. Капитан каждой команды получит карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно “вырвала с корнем сорняки”. - Итак, внимание! Задание: в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с корнем”, т.е. выделить корень и подчеркнуть о, затем передать лист следующему участнику. (Учитель раздает капитанам карточки и фломастеры. Капитан и начинает эстафету). Карточка №1 Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот; Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился; Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка; Левый, слева, лев, налево, левая; Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом; Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился. Карточка№2 Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать; Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться; Головной, головка, уголовник, изголовье, подголовник; Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия; Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок; Склон, поклониться, клонировать, наклон. Карточка№3 Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный; Прелестный, лестно, льстивый, лестничный; Стол, столик, столетие, настольный; Полный, пополнение, половина, располнел; Кривой, окриветь, скривиться, креветка; Помешал, мешать, помехи, помещение. 4. Конкурс капитанов. Учитель: На доске записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно: 1)стекло (стекл – корень, о – окончание) стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание) 2)осиной (осин – корень, ой – окончание) осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание) 3) допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание) Допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание) 5. “Допиши сказку”. Учитель: -В эстафете каждый работал сам, а теперь объедините силы для создания сказки о морфемах. Жеребьевка определит, кому “достанется” суффикс, приставка или корень. Команды получают соответствующие тексты. (В качестве жребия предлагаю обычно бросить кубик из домино. Например, какая команда “выкинет” кубик с наибольшим числом, та “работает” с корнем, меньшее число на кубике- команда “работает” с приставкой). 1) Корень Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень вдруг чудесным образом заговорил: “А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево”. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова “выросли” из корня ХВАТ). 2) Приставка Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-. У мели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается . Что делать? Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу. Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело.(Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки). 3) Суффикс Жили да были друзья- суффиксы – ЩИК, -ИСТ, -НИК и -ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс -ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы -ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень. (Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку). Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |