Преподавание литературы Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.04 Просмотров: 1200 Толкачева Лидия Павловна, учитель русского языка и литературы Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина : “ И забываю мир …”. На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы. Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно, письменная речь у многих детей далеко не так богата, как устная. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэзию можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. Конечно, писать стихи по заданию за несколько минут действительно трудно, но возможно. Мы с ребятами начинали со стилизации. Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему- нибудь. Учащимся 6-го и 8-го классов были даны стихотворения (на стол каждому) В. Брюсова и К. Бальмонта:
Перед учащимися была поставлена задача: написать стихотворение, сохранив стиль автора и каждую четную строку. Вот какие стихотворения получились у учащихся 6-го класса:
Конечно, с литературной точки зрения в них есть недостатки, но, читая эти стихи, понимаешь, как много эмоций , размышлений, внутренней работы остается вне наших представлений о детях. Стихотворения учащихся 8 – го класса более зрелые, они лучше чувствуют слово; образы, созданные восьмиклассниками яркие и интересные:
Анализируя стихотворения, вместе с учениками я стараюсь выделить наиболее удавшиеся строки, образы, с тем чтобы каждый почувствовал в себе силы творчества и сказал: “Я могу!” Очень любят мои ребята сочинять синквейны и диаманты. Когда впервые они услышали о таком виде поэзии, то очень удивились: “Разве это стихи?” Оказывается, да – и мы решили попробовать. Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила. Вот они:
Она Интересная, фантастическая Рассказывает, развлекает, воспитывает Ученье – свет, неученье – тьма
Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста. Интересными получились синквейны шестиклассников:
Уже второй год мои ученики с удовольствием участвуют в игре – конкурсе “Русский Медвежонок – языкознание для всех” и сочиняют о нем синквейны:
Ребятам нравится сочинять. Это с удовольствием делают как шестиклассники, так и старшеклассники. В процессе изучения романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” одиннадцатиклассники написали следующие синквейны:
Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во –первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать более строго отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего. Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, сочинять диаманты. Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:
Вот какие диаманты сочинили одиннадцатиклассники:
Использование стихотворных форм (синквейн, диаманта ) делает изучение или повторение нового материала более творческим и интересным. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов и сочиняют интересные стихи, в которых одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания. Я уверена, что писать синквейны, хайку, диаманты, стилизации можно научить каждого. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |