Преподавание русского языка Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.04 Просмотров: 2141 Дмитриев Александр Геннадьевич, учитель русского языка и литературы Проблема изучения и функционирования русского языка в России назрела давно. Не случайно в поручении Президента Российской Федерации В.В.Путина от 4 января 2005 года №Пр-22 придаётся особое значение, в частности, сохранению, укреплению, распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества [1]. Вышеуказанная проблема настолько важна и многогранна, что для её решения Указом Президента Российской Федерации 7 декабря 2005 года был создан Совет по русскому языку, а также была разработана федеральная целевая Программа «Русский язык (2006–2010 годы)», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года №833. В Программе, в частности, указывается на неэффективность учебного процесса и снижение мотивации к изучению русского языка, на снижение уровня владения русским языком представителями молодого поколения. Это ослабляет патриотизм молодёжи, её гражданское самосознание [1]. Одним из важнейших путей исправления сложившейся ситуации представляется повышение качества преподавания русского языка на основе системных изменений в образовательной сфере, осуществляемых в рамках модернизации российского образования. Необходимым условием этой модернизации является переход к развивающей образовательной парадигме, и современный педагог должен быть готов к такому переходу и активно его осуществлять в своей практической деятельности. Решение этих задач зависит от того, воплощает ли учитель в процессе своей деятельности основные направления модернизации школьного образования: гуманизацию, дифференциацию, деятельностный и личностно ориентированный подходы к процессу обучения. Важнейшим средством реализации развивающей образовательной парадигмы и, следовательно, решения стоящих перед учителем задач является технология проблемно-диалогического обучения, разработанная на основе исследований в области проблемного обучения и психологии творчества. Эта технология позволяет учащимся «открывать» для себя новое знание. При проблемном введении материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать вопрос для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и их деятельность в этом случае можно определить как творческую [2]. Собственный опыт педагогической деятельности (в своей практической деятельности я пользуюсь учебно-методическим комплектом Образовательной системы «Школа 2100») позволяет мне утверждать, что проблемные методы эффективнее традиционных, так как постановка проблемы на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познавательной мотивации учащихся, а поиск решения приводит к пониманию материала большинством класса. Фрагмент урока русского языка в 7 классе на тему «Буквы А-О на конце наречий с приставками»I. Оргмомент II. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог: Учитель: Прочитайте предложения на доске. III. Воспроизведение нового знания (несколько учащихся повторяют правило со своими примерами). Изложение содержания урока, восприятие информации учащимися, её усвоение становятся более эффективными благодаря использованию на уроках информационных технологий. Информационные технологии дополняют и обогащают проблемный диалог на уроке. Кроме того, использование компьютерной техники позволяет варьировать содержание материала урока, на основе которого вводится новое знание или производится формирование умений; позволяет при необходимости изменять последовательность подачи материала, т.е. расширяет возможности творческого подхода учителя к подготовке урока. Урок русского языка в 8 классе на тему «Предложения односоставные и двусоставные»I. Оргмомент II. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий от проблемной ситуации диалог. Учитель: Прочитайте текст на экране. (Приложение. Слайд 1). Текст: Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно. Конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей кровью политая степь! (М.А.Шолохов, «Тихий Дон»). Учащиеся читают текст вслух. Текст: По строению грамматической основы простые предложения бывают двусоставными и односоставными. Двусоставными называются простые предложжения, грамматическая основа которых выражена двумя главными членами – подлежащим и сказуемым. Односоставными называются простые предложения, грамматическая основа которых выражена одним главным членом – подлежащим или сказуемым. Учащиеся (читают материал, приводят свои примеры): Всё верно. III. Воспроизведение нового знания IV. Практическая часть. Начало формирования умений Учитель: Вернёмся к нашему тексту. (Слайд 1). О чём этот текст? Текст: Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога позанесло снегом. Падины и яры сровняло. Ни дорог, ни тропок не видно. Белая голая равнина. Будто мертва степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган в снежной шапке. Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой клёкот. Ветром далеко пронесёт его крик. И долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине кем-то тронутая басовая струна. Учитель: Как вы считаете, кто его автор? Индивидуальное задание: определите функции знаков препинания в 8 предложении. Учащиеся выполняют задание. Учитель: Перед вами – предложения из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». Первый вариант выпишет, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания и раскрывая скобки, двусоставные предложения, а второй вариант – односоставные. Обязательно подчеркните грамматические основы. После выполнения от одной группы один выступающий называет грамматическую основу, объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные проверяют. После выполнения и проверки произведём синтаксический разбор одного из предложений. (Приложение. Слайд 4) Текст: Учитель: В чём особенность некоторых из этих предложений? (Вопрос после выполнения задания) Один из учащихся выступает с индивидуальным сообщением: яр – 1) крутой, обрывистый берег реки, озера, склон оврага, обрыв; 2) овраг, лощина /тюрк. яр/. Окраинец – крайняя часть чего-либо. Займище – прибрежная полоса, затопляемая разливом реки. Быстрина – место быстрого течения в реке (обычно с водоворотами). Баз – огороженная площадка или крытый двор для скота. Учитель: А теперь я предлагаю вам необычное задание: попытаться стать соавторами великого донского писателя. Перед вами текст М.А.Шолохова. (Приложение. Слайд 5) Текст: Возле лобастого с жёлтой песча(н,нн)ой лысиной кургана ост_новились ночевать. С запада шла туча. С чёрного её крыла сочился дождь. Поили коней в пруду. Над плотиной горбатились унылые вербы. В воде покрытой застойной зеленью убогих волн отр_жаясь коверкалась молния. Ветер скупо кропил д_ждевыми каплями. Стреноже(н,нн)ых лошадей пустили на попас назначив караул. Вокруг разв_дили огни вешали котлы на дышла бричек. Учитель: Попробуйте продолжить его 2–3 своими предложениями. Но прежде запишите его, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В односоставных предложениях подчеркните грамматические основы. В придуманных вами предложениях также подчеркните основы. По окончании работы один из вас объяснит орфограммы и пунктограммы текста, другие прочитают получившийся текст, назовут грамматические основы односоставных предложений. Учащиеся выполняют задание, желающие (2–3 человека) читают текст со своими продолжениями. V. Выводы по уроку Учитель: Определите ключевые слова темы сегодняшнего урока. Учащиеся рассказывают о том, что нового они узнали на уроке, чему научились. VI. Выставление и комментарий оценок с положительной оценкой работы каждого отвечавшего на уроке учащегося. VII. Задавание домашнего задания и его комментарий. Учебник, стр. 133 (определение, подобрать свои примеры); найти в тексте любого произведения М.А.Шолохова и выписать из него 2–3 односоставных и 2–3 двусоставных предложения, подчеркнуть в них грамматические основы. Литература: 1. Федеральная целевая программа «Русский язык (2006–2010 годы)». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |