Преподавание русского языка Открытый урок по теме "Речевой этикет"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.30 Просмотров: 1661 Зайцева Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели:
“Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык” К.Г. Паустовский. Ход урока 1. Сообщение целей урока. Сегодня мы познакомимся с очередным разрядом местоимений и продолжим изучать речевой этикет: вспомним некоторые правила вежливого обращения. 2. Проверка домашнего задания. - Какие местоимения называются личными? 3. Беседа. Давайте поговорим о местоимениях второго лица. Назовите их. Только ли для множественного числа употребляется местоимение “вы”? Действительно, местоимение “вы” – это вежливая форма обращения к человеку. В речевом этикете, ребята, существуют понятия: ты-общение и вы-общение, т.е. с одними людьми мы можем общаться, используя местоимение “ты”, а с другими можем говорить только “вы”. Отчего это зависит? Ты – или вы – общение зависит от того, к кому вы обращаетесь? Или от ситуации общения? А может быть так, что в одной ситуации вы говорите человеку “ты”, а в другой “вы”? (Ученики приводят примеры). Молодцы, привели удачные примеры. Не забывайте о вежливости никогда, общаетесь ли вы с человеком на “ты” или на “вы”. Послушайте сообщение о том, как употреблялись личные местоимения в XIX веке. 4. Сообщение подготовленного ученика. Доклад о правилах употребления ты и вы в царской России. В царской России к барину нужно было обращаться на “вы”, а он к своим крестьянам, независимо от возраста, обращался на “ты”. В армии офицерам говорили “вы”, а солдатам – “ты”. Известны даже трагические последствия грубого обращения на “ты”. Об этом рассказывает писатель В. Н. Иванов в книге “Александр Пушкин и его время”: “30 октября 1830 года в “Литературной газете” появилось такое сообщение: Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции: - Ответь мне, Франция, как звали тех героев? Это упоминание о революции подымает бурю. Бенкендорф потребовал к себе А. Дельвига и в присутствии жандармов самым грубым образом обратился к нему с вопросом: “Что ты опять печатаешь недозволенное?” Выражение “ты” вместо общеупотребительного “вы” не могло с самого начала этой сцены не подействовать весьма неприятно на Дельвига. На возражения Дельвига Бенкендорф раскричался и выгнал его со словами: “Вон, вон, я упрячу тебя с твоими друзьями в Сибирь”. Друзья Пушкина и Дельвига протестовали против грубости генерала, заставили извиниться перед Дельвигом и даже разрешить выпускать газету… Но вся эта история так подействовала на Дельвига, что он свалился, заболел, впал в апатию и больше так и не встал со своего дивана”. 5. Наблюдение над материалом, записанным на доске:
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите местоимения. - Какое из них указывает на принадлежность? 6. Чтение правила по учебнику. - Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? (Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения). 7. Работа с таблицей. (Распечатана на каждого ученика). - Когда мы используем местоимение ты, твой – Вы, Ваш? Обратимся к таблице.
Обратимся к записанному нами четверостишью. Вежливым ли было обращение к кассиру? 8. Разыгрывание по ролям в парах ситуации общения “У кассы” (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале, в аэропорту). - Какую форму обращения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся? Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует её, обращая внимание на средства речевого воздействия. 9. Лингвистическая задача. - Прослушай отрывки из стихотворений. Памяти Добролюбова.
(Н А Некрасов)
(М. Исаковский) 10. Самостоятельная работа. (Текст у каждого ученика) Вежл…вость предпол..гает искусство человеч..ского общения. В разных языках встр..чается множество вариантов вежл..вого обр…щения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежл..вым обр…щением было Ваша светлость, Ваша честь, Ваша вл..детельность. - Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите притяжательные местоимения, подчеркните их. 11. Будь внимательным. (Устно. Текст у каждого ученика). Найдите ошибки в предложении. Прочитайте в исправленном виде.
12. Чтение образцов поздравлений. (Даны каждому ученику, в виде образца красиво оформлены на доске). Дорогой Боря! Уважаемая Анна Ивановна! Дорогая бабушка! 13. Беседа о правильном оформлении поздравления. Ребята, при оформлении поздравления очень важно обратиться к человеку, которого поздравляете. Если это взрослый человек, ваш учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович, уважаемая Марья Ивановна. Если это ваш родственник, можно обратиться: дорогой дедушка, дорогая мама. Дальше следует само поздравление: поздравляю с днем рождения, поздравляю с Новым годом. Далее обязательно пожелания: традиционно желают хорошего здоровья, успехов в работе или учебе, счастья, всего самого наилучшего. Местоимение Вы, Вам в знак уважения пишется с большой буквы. Поздравление обязательно подписывается, ставится дата. 14. Подведение итогов. - Что вы узнали о притяжательных местоимениях? 15. Домашнее задание. Предлагается написать поздравление официальному лицу (руководителю кружка, библиотекарю, учителю) или неофициальному лицу (маме, сестре, другу) с использованием личных и притяжательных местоимений. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |