Преподавание русского языка Обобщающий урок по теме "Морфология" ("Космическое путешествие по морфологическим планетам"). 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.29 Просмотров: 1748 Дорошенко Янина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока: Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление знаний об изученных частях речи; повторение словарных слов, выделение в предложении частей речи.Развивающая – овладение нормами литературного языка; умение анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли; умение редактировать текст, отработка орфографической зоркости, особенности усвоения традиционных написаний (словарные слова); расширение словарного запаса.Воспитательная – воспитание интереса к урокам русского языка.Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме “Морфология” Используемые учебники и учебные пособия: Учебник по русскому языку для 6 кл. авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Используемое оборудование:
Ход урокаУчитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных частях речи, изученных в этом учебном году. – Скажите, какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология). – Вот поэтому мы совершим космическое путешествие по морфологическим планетам.
А отправляемся в путешествие на настоящем космическом корабле. Все вы уже получили допуск к полету. В космос сегодня отправятся четыре команды. Мы побываем на разных планетах, познакомимся с их обитателями, возможно, сходим к кому-нибудь в гости. У каждой команды есть индивидуальные маршрутные листы, в которых вы будете записывать все, что видели в космосе, а также будете наклеивать поощрительные звезды, полученные вами во время пребывания на разных планетах. А еще с нами отправятся в путь мои четыре помощника. Это учителя русского языка. Они будут проверять ваши маршрутные листы, правильно ли вы их заполняете и решаете задания. Они же будут наклеивать поощрительные звезды. Что ж, а теперь в путь. Занимайте свои места, хорошенько пристегнитесь ремнями безопасности. 3,2,1 – пуск. Ура!!! Мы полетели!!! (Слайд № 3) Учитель: Ребята! Мы попали на какую-то неизвестную планету. Помогите мне, отгадав загадку. ЗАДАНИЕ 1. “Неизвестная планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)
(Слайд № 4) Учитель: Молодцы! Мы на планете Имя существительное. Но что интересно! В центре планеты стоит чудесное колесо, и вам предстоит его правильно покрутить, иначе не сможете продолжить путь. (Слайд № 5) ЗАДАНИЕ 2. “Чудесное колесо” (за каждое правильное слово – 1 звезда) По кругу написано 6 букв. Сколько различных имен существительных (в ед.числе Имен. падеже) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, если слова должны быть образованы буквами, идущими подряд) Учитель: Замечательно! Идем дальше. А вот и космический гипермаркет. Здесь можно купить все космическое, вот только ценники какие-то непонятные. Ребята, вам задание. ЗАДАНИЕ 3. “Космический гипермаркет” (за правильное слово – 1 звезда) Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. Ребята, отнеситесь к заданию очень серьезно, потому что, не зная этих слов, мы не сможем продолжить космическое путешествие.
(Слайды № 6, 7) Учитель: Отлично. А сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно задание. ЗАДАНИЕ 4. “Четвертый лишний” (за правильный ответ – 1 звезда + 1 звезда за объяснение) Инопланетянам эти слова неизвестны. Найдите в каждой строке лишнее слово и обоснуйте свой выбор.
Учитель: Ребята, к нам спешит самая гостеприимная на планете Куле-Муке. Она приглашает нас к себе в гости. Но что это? Дети, помогите, у выделенных существительных род определите! ЗАДАНИЕ 5. “В гостях у Куле-Муке” (за правильный ответ – 1 звезда) МИССИС Куле-Муке попросила нас снять в прихожей ПАЛЬТО и КАШНЕ, КАШПО убрала с окошка и опустила ЖАЛЮЗИ, чтобы с АВЕНЮ никто не заглядывал в комнату. МЕНЮ состояло из СУФЛЕ, ЖЕЛЕ и КОФЕ. ШИМПАНЗЕ играл на ПИАНИНО, КОЛИБРИ и КАКАДУ дружно пели. Всем было очень весело. (Слайды № 10, 11) Учитель: Славно мы отдохнули у Куле-Муке. Пора отправляться на другую планету. Но сначала передохнем и отгадаем загадки. (Игра с болельщиками команд) (за правильный ответ – 1 звезда) Отгадай загадку, ответом на неё является существительное, обозначающее предмет, используемый в школе.
Учитель: Итак, угадайте, на какую планету мы отправимся сейчас. Вот вам загадка. ЗАДАНИЕ 6. “Новая планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)
– Верно, мы оказались на планете Имя прилагательное. Ребята, жители этой планеты – великие трусишки. Увидев нас, они спрятались, и теперь их необходимо разыскать. Вот вам космическое задание. ЗАДАНИЕ 7. “Потеряшки”. Найдите и подчеркните прилагательные, определите их разряд. ( за каждый правильный ответ – 1 звезда) Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега. (Слайды № 13, 14) Учитель: И с этим заданием вы справились. Что ж продолжим наше путешествие. – Но что это? Ребята, наших Ваню и Натку пираты-инопланетяне взяли в плен и требуют за них выкуп. А чтобы их спасти, вы должны выполнить их задание. ЗАДАНИЕ 8. “Выкуп”. Перед вами слова с пропущенными буквами и 2 конверта. Вам надо вставить пропущенные буквы и разложить слова по конвертам, в 1– с Н, во 2 – с НН. (за каждое правильное слово – 1 звезда) Серебря…ый, ветре…ый, стари…ый, гуси…ый, соломе…ый, оловя…ый, качестве…ый, песча…ый, станцио…ый, ледя…ой, румя…ый, сви…ой.
(Слайды № 15, 16) Учитель: Отличная работа. А вот и наши друзья. Вы их успешно освободили. Ребята, нам небезопасно находиться на этой планете. Я думаю, что теперь самое время ее покинуть, но, чтобы добраться до нашего космического корабля, вам предстоит выполнить еще задание. ЗАДАНИЕ 9. “Сложные прилагательные” Замените словосочетания сложными прилагательными и правильно их запишите. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)
Учитель: Замечательно. Итак, предлагаю всем отдохнуть. Привал. (За правильный ответ – 1 звезда) (Игра с болельщиками команд) Отгадай загадку и назови в ней прилагательные.
Учитель: Юные путешественники, а теперь угадайте, где мы находимся? ЗАДАНИЕ 10. “Где мы?” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)
– Правильно. Мы на планете Имя числительное. А теперь внимание, новое задание. Жителей планеты Имя числительное очень трудно отличить от других инопланетных жителей, поэтому вам предстоит найти их. ЗАДАНИЕ 11. “Найди нас”. (за каждый правильный ответ – 1 балл) Среди слов найти числительные и подчеркнуть их. Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня. (Слайды № 20, 21) Учитель: Ребята, а эти числительные такие загадочные. Они даже склоняются. Вам задание. ЗАДАНИЕ 12. “Просклоняй-ка”. (за каждый правильный ответ – 1 звезда) Запишите числительные 592 в Им., Род., Дат., Вин., Твор., Предл. падежах. Будьте внимательны. (Слайды № 22, 23) Учитель: А сейчас снова отдыхаем. Для вас загадки. (Игра с болельщиками команд)
Учитель: А теперь мы снова в путь, отгадать загадку не забудь. Куда мы полетим? ЗАДАНИЕ 13. “Загадочная планета”. (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)
Учитель: Ура! Мы прилетели на планету Местоимение. Ой, а это кто? А, это мой старый друг Кальбульблю. Он великий путешественник. В свой чудесный чемоданчик он собрал пословицы и поговорки с местоимениями. Чтобы раскрылся чудесный чемоданчик, вам надо поделиться своими знаниями. ЗАДАНИЕ 14. “Чудесный чемоданчик”. В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)
Учитель: О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие. Космическим песком занесло многие дома, и теперь жители этой страны в панике. ЗАДАНИЕ 15. “Космическая буря”. Помогите найти местоимениям свои жилища, определив их разряды. А вот имена пострадавших. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)
(Слайды № 27, 28) Голос инопланетян (запись): Спасибо вам, ребята. Вы нам очень помогли. Учитель: Наше путешествие продолжается. Ребята, местоимения хотят с нами поиграть. Ответьте правильно на их вопросы и получите звезду. (Игра с болельщиками команд)
Учитель: Ребята, чтобы наш корабль взлетел, вам надо отгадать загадку. Отгадав ее, вы поймете, куда мы летим. ЗАДАНИЕ 16. “Космическая незнакомка”. (Кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)
Учитель: Мальчики и девочки, нас встречают детишки-инопланетяшки. О, интересно! Они употребляют в своей речи странные глаголы, таких в русском языке нет. Предлагаю вам стать переводчиками. ЗАДАНИЕ 17. “Переводчик”. В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените “детские” слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)
Учитель: Молодцы! Теперь мы поняли, о чем говорят дети. А вот и школа, в которой юные глагольчики обучаются. При входе в школу вы сможете прочитать полезные советы ученикам, но для этого вам надо продемонстрировать свои знания. ЗАДАНИЕ 18. “Полезные советы”. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (максимум – 5 звезд) Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не) выкрикивай на уроке. (Не) сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе еще пригодят…ся. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать. (Не) рви тетрадки, они родителям недешево обходят…ся. (Не) рисуй на полях учебника, их сейчас так мало. (Слайд № 32) Учитель: Отличная работа. Ребята, вам понравилось путешествовать? Но мы ведь совершенно забыли о своей школе и о том, что нам завтра надо идти на занятия. Предлагаю всем пройти к нашему кораблю, по-удобнее расположиться в креслах и отправиться домой. Желаю всем мягкой посадки. Чтобы вам в дороге не было скучно, вот интересные вопросы. Отвечайте и зарабатывайте звезды.
Учитель: Вот мы и дома. Всего за 45 минут мы побывали на пяти планетах, познакомились с их жителями, узнали, что они любят, чем занимаются, нам даже пришлось организовывать поисковую операцию. Несколько раз мы оказывались на волоске от смерти, но наши команды были сплоченными и дружными, поэтому домой мы вернулись без потерь.
Маршрутные листы прошу всех сдать. (Слайд № 33) Та команда, которая займет 1 место, получит “5”. Команда, занявшая 2 место, заработает “4”. Две другие команды получат сертификаты от инопланетян. Пока вы пишете синквейн на тему “Урок”, я подвожу итоги нашего путешествия. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это текст из пяти строк. Как строится синквейн? Строгие правила таковы:
Спасибо всем за работу. До новых встреч. Список литературы к уроку:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |