Преподавание русского языка Конспект урока по русскому языку для 5-го класса. Повторение изученного о глаголеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.27 Просмотров: 1205 Калимуллина Миляуша Ансаровна, учитель русского языка и литературы Повторение изученного о глаголе. Цели:
Материалы: план-карта путешествия, нарисованная на доске или на бумаге; карточки с заданиями; несколько учеников, одетые героями сказок А. С. Пушкина (князь Гвидон, царь Салтан, ткачиха, повариха, Бабариха, Лебедь, Коршун, рыбак и рыбачка, царевна и королевич Елисей). Форма: урок-путешествие. Методы: беседа учителя, театрализованная игра. Ход урока. – Ребята, сегодня мы проведем с вами путешествие в страну “Глагол”. Эта страна очень большая. Она состоит из маленьких островов, каждый из которых имеет свое название. ( Учитель объясняет, откуда начинается путешествие и где кончается; говорит, на каких островах они остановятся). – А на чем мы будем путешествовать? Угадайте: Ветер по морю гуляет – Из какой сказки этот отрывок? (– Из сказки о царе Салтане.) – А кто ее написал? (– А. С. Пушкин.) – Да, вы правильно угадали. На каждом острове мы будем встречаться с героями сказок Пушкина. Они будут давать вам задания и проверять ваши знания. – А теперь, давайте отправимся в путешествие. Ветер по морю гуляет – Ой, я вижу остров! Это остров согласования. – Пушки с пристани палят, Выходит князь Гвидон. – Добро пожаловать на Остров согласования, ребята! Наш остров очень красив и богат, но это остров больших испытаний. Чтобы поехать дальше, вы должны выполнить некоторые задания. Вот, возьмите-ка эти карточки и выполните задания. Задание: найдите глаголы. Каким членом предложения они являются? Как они согласуются с подлежащим? К ним народ навстречу валит, Задание: найдите неопределенную форму глагола. Как услышал царь-отец, Лебедь нас к тебе послала (Ребята выполняют задания.) – Молодцы, вы все знаете. “Приплывают” к другому острову. Выходят ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой. – Куда вы? Мы вас не пустим к царю Салтану. Выполните сначала задания. Задание: Определите вид выделенных глаголов. Какие действия (одновременные или последовательные) они обозначают? Смотрит: коршун в море тонет Ребята выполняют задание и проходят вглубь острова видов. Там они встречаются с царем Салтаном. Он угощает и провожает их. Ветер по морю гуляет Лебедь (кричит): – Помогите! От злого коршуна спасите! – Как мы можем тебе помочь? – Выполните задания. Задание: найдите глаголы настоящего времени. Определите их лицо и число. Ветер на море гуляет Задание: найдите глаголы будущего времени. Определите их лицо и число. Где-то вздуется бурливо Задание: найдите глаголы прошедшего времени. Определите их род и число. Тут он очень уменьшился, – Спасибо, вы меня спасли. Я укажу вам путь на Остров спряжений. На этом острове живут старик со старухой ( рыбак и рыбачка ). Учитель должен рассказать начало сказки: Жил старик со своею старухой Старик: – Я поймал золотую рыбку, но пожалел ее и отпустил обратно в море. И теперь моя старуха ругает меня. Старуха: – Дурачина ты, простофиля! Учитель: – Да не беспокойтесь вы. Мы определим спряжения глаголов, и у вас сразу появится не только новое корыто, но и новый дом. Ведь это Остров спряжений. Да ведь ребята! – Да, да! Задание: найдите глаголы и определите их спряжение. Пушки с пристани палят, Старик: – Вот спасибо. Добрый путь вам. Учитель: – Я вижу какой-то остров. Пристают к берегу. Царевна (плачет): – Погубила меня злая мачеха, оставили меня одну в этом дремучем лесу. – Как мы можем тебе помочь? Задание: объясните, почему в выделенных глаголах не пишется мягкий знак Петушок с высокой спицы Попадья Балдой не нахвалится, “Так и так: что делать остается?” Задание: найдите возвратные глаголы. На данных примерах объясните, когда пишется -ся, а когда - -сь. Не видать милого друга! Вот Чернавка в лес пошла Дверь тихонько отварилась, Царь с царицею простился, – Спасибо, ребята, вы помогли мне добраться до избушки. Дети проходят вглубь острова. Там бродит королевич Елисей: Ветер, ветер! Ты могуч, – Ребята, обратите-ка внимание, он говорит одними глаголами 2 лица единственного числа. Мы ведь знаем, почему в этих глаголах после ш пишется ь. Задание: найдите глаголы настоящего времени 2 лица единственного числа. Объясните, почему пишется ь. Ты волна моя, волна! Дети выполняют задание и таким образом помогают королевичу Елисею найти свою невесту. – Вот мы и помогли всем героям сказок Пушкина. А теперь они помогут нам выполнить последнее задание, потому что мы уже очень устали. Задание: объясните, почему “не” пишется с глаголами раздельно. Разбранила меня моя старуха, Задание выполняют герои сказок. Но ведь учащиеся все равно что-то запоминают. Учитель: – Поздравляю всех с успешным завершением большого и трудного путешествия по стране Глагол. Спасибо всем, кто помог героям сказок. Я теперь знаю и уверена, что с вами можно отправляться в любые путешествия и пройти любые испытания, потому что вы знаете все и готовы помочь нуждающимся в помощи. Учитель ставит всем оценки. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |