Преподавание русского языка ЛексикаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.27 Просмотров: 881 Иванова Елена Адольфовна, учитель русского языка и литературы Цель урока: совершенствовать умение работы с толковым словарём. Образовательный аспект – ознакомить учащихся со словом, со словарным запасом русского языка, с толковым словарём. Развивающий аспект – побудить интерес к слову, к лексике; уметь правильно употреблять слова, обогащать свою речь благодаря толковому словарю. Воспитательный аспект – воспитывать чувство прекрасного к родному и русскому языкам на основе исследования произведений поэтического творчества. Ход урока
1)Слово учителя. - Все вы, ребята, знаете, что такое словарь. Существуют различные типы словарей. Чтобы получить настоящую помощь от них, необходимо не только знать, какие бывают они, но и как ими пользоваться. Чтобы узнать, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, нужно обратиться к толковому словарю. Перед вами словари Ожегова, Даля и Ашмарина. 2) Ознакомление с предисловиями словарей. 2.Работа над лексическим значением слов. Исследовательская работа.
-Перед вами отрывок из поэмы чувашского поэта К.Иванова “Нарспи” и отрывок из перевода этой поэмы на русский язык Б.Иринина.
После сопоставления и осмысления перевода обращаю внимание детей на перевод названия главы “Сара хер”- “Красная девица”. -Как вы понимаете значение слова “красный” в русском языке? Подумайте над всеми его значениями. (Учащиеся отвечают, что оно означает цвет и красоту). - Как вы понимаете слово значение слова “сарa” (желтый) в чувашском языке? Подумайте над всеми его значениями (Учащиеся отвечают, что оно также означает цвет и красоту). Оказывается, оба слова в разных языках имеют одно и то же значение красоты, хотя обозначают разный цвет. 2) Исследовательская работа. Для работы класс разделен на две группы. Одна группа работает со словом “красный”, другая – со словом “сарa”. Первая группа изучает предложенные учителем отрывки и словарь Ожегова С.И. и Даля В. И. вторая группа также изучает предложенные учителем отрывки и словарь Ашмарина Н.И. Учащиеся должны выполнить следующую работу:
Тексты для первой группы:
Тексты для второй группы:
3. Выступления учащихся. 1) Результаты 1 группы красна девушка, красные девушки – красивая, прекрасная, молодая красное солнышко – яркое, светлое, хорошее; весна красная – яркая, светлая, плодородная; красное коромысло (радуга)- красивое, яркое; площадь Красная - главная площадь. 2) Результаты 2 группы сарa чечекне - красивый, яркий цветок; сарa кайaк - красивая птица; сарa хeрпе– красивая, прекрасная, молодая девушка; сар арчари – новый сундук; сар савни – молодой, красивый парень; сарa тулaн сар пучахне- созревший колос пшеницы.
-Таким образом, выяснили, что слово “красный” имеет следующие значения: красивый, молодой, яркий, светлый, плодородный, главный. Слово “сарa”: красивый, яркий, новый, зрелый, молодой. Значения слов “красный”, “сарa” схожи и намного шире, чем мы предполагали. В современной разговорной речи чаще всего они употребляются в значении цвета. -До самого начала 16 века прилагательное красный обозначало не цвет, а именно качество красоты и своим значением было равно современному слову прекрасный. Сегодня мы работали со старым значением слова: красный значит “красивый”. Красна девица в былине и в сказке – красивая девушка, и вовсе не красная, а белая, белолицая. В русском же языке постепенно, сначала в деловых документах, а затем и во всех прочих случаях, “красивый” стал “красным”, хотя долго еще, вплоть до петровских времен, помнилось и прежнее значение слова. С этого времени слово красный – общее обозначение для всех оттенков красного цвета. Те же самые тенденции мы наблюдаем и в чувашском языке. 4. Работа со словосочетаниями. 1) Слово учителя. - Переосмысливаясь, слова образуют новые сложные слова и словосочетания. Теперь запишите, пользуясь словарём, словосочетания, которые употребляются со словами “красный” и “сара”. 2)Работа учащихся. Дети выписывают словосочетания Красная Армия, Красная книга, красная строка, красное словцо, красной нитью проходить, красное дерево, красный товар, красный уголок , сар – ывал(третий младший брат мужа), сар – кайак(иволга), сар –курак(назв. растения,горец), сар – кашман(морковь), сар керек(полушубок жёлтой дубки) и другие. (Одновременно идёт объяснение их значений) 5. Подведение итога урока. Ответы учащихся показывают, что они научились пользоваться с толковым словарём: - умеют находить нужное слово, толковать его значение, - умеют правильно употреблять слова, пользуясь словарём. Дети высказали желание продолжить такого вида работу. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |