Преподавание литературы Внеклассное мероприятие по литературе в 5-м классе "Вслед за героями гайдаровских книг"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.25 Просмотров: 2337 Мостовая Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: познакомить с жизнью и творчеством А. П. Гайдара, развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения. Задачи: прививать интерес к чтению произведений детской литературы; стимулировать познавательную активность учащихся; совершенствовать навыки выразительной речи, самостоятельного чтения; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, любовь к родному слову; закрепление навыков групповой работы. Оборудование: выставка книг А. П. Гайдара, стенд “Жизнь и творчество А.П.Гайдара”, детские рисунки к произведениям писателя. Предварительная подготовка:
Ход занятия1. Слово учителя. 22 января – необычный день. Ровно 105 лет назад зимним морозным утром родился Аркадий Петрович Гайдар, любимый писатель не одного поколения детей и подростков. И сегодня я предлагаю вам прикоснуться к наследию этого человека. Каким же был Аркадий Петрович? Как складывалась его творческая судьба? Об этом нам сейчас расскажут члены “Литературной гостиной”. 2. Знакомство с биографией и творчеством писателя (выступления учащихся сопровождаются показом слайдов). Аркадий Петрович Гайдар прожил неполных 38 лет. Из них в литературе он проработал всего полтора десятилетия, но вклад его в нашу культуру, в воспитание молодёжи огромен. В городе Львове Курской области в семье учителей 22 января 1904 года родился сын Аркадий. Родители мальчика занимались самообразованием, изучали иностранные языки. В доме Голиковых было много книг. Аркадий рано пристрастился к чтению. Образование получил в реальном училище. В Красную Армию Голиков ушёл в ноябре 1918 года, когда ему было неполных 15 лет. Окончив специальные курсы, молодой человек командовал полком. Из-за болезни в 1924 году пришлось уйти из армии. И тогда 20-летний Аркадий Голиков решил стать писателем. Своим читателям он известен под фамилией Гайдар. Происхождение своего псевдонима Аркадий Петрович объяснял так. Его писатель “вывез” из Хакасии. Командуя отдельным полком в степях у Минусинска, Голиков часто слышал, как местные жители говорили при его появлении: “Хайдар Голиков”, то есть “Первый идёт Голиков”. Но для писателя его псевдоним был наполнен совсем иным смыслом. В новом имени слышалась призывность и ощущалась широта степей. Это напоминало Аркадию Петровичу дни боевой юности, когда по первому сигналу тревоги он мчался туда, где всего трудней и опасней, а вдогонку неслось:”Хайдар… Хайдар!” не даром уже после гибели писателя возникла романтическая легенда, что “Гайдар” означает “всадник, скачущий впереди”. Среди друзей и знакомых Гайдара было много детей. Он всегда вникал в обстоятельства их жизни, порой сложной и трудной. И, если мог, старался помочь. Писатель считал, что дети, наравне со взрослыми, должны заботиться о счастье своей семьи. Поэтому у Гайдара много произведений для детей и о детях. На нашей выставке представлены эти книги. С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар уехал на фронт корреспондентом “Комсомольской правды”. Вместе с бойцами поднимался в наступление. У писателя была брезентовая противогазная сумка, с которой он никогда не расставался. В ней писатель хранил заготовки для будущих книг. Гайдар мечтал написать большой роман о мужестве детей и взрослых. Но этому не суждено было сбыться. В октябре 1941 года, отражая нападение карателей на партизанский отряд и прикрывая отступление товарищей, Аркадий Петрович погиб. Одна-единственная пуля попала ему прямо в сердце. Но для читателей Гайдар не погиб. Он и сегодня идёт по нашей планете об руку с каждым, кто мечтает стать сильным духом. Кто хочет нести радость и счастье людям. И кто готов за это счастье бороться! 3. Стихотворение Сергея Михалкова читает подготовленный ученик. Аркадий Гайдар
4. Литературная игра по прочитанным произведениям. Описание игры: из учащихся класса формируются три команды, которым задаются вопросы и предлагаются варианты ответов. Команда должна выбрать правильный ответ. У команд есть возможность по одному разу попросить “помощи у зала” (таковыми являются учащиеся других команд); “позвонить другу”, то есть попросить помощи у игрока другой команды; попросить убрать 2 неверных ответа; позвать на помощь “трёх мудрецов” (таковыми являются старшие члены кружка “Литературная гостиная”). Оборудование игры: карточки с цифрами 1,2,3,4; на столах таблички с названиями команд. 1) Защита проекта. Капитаны команд представляют подготовленный рисунок по одному из произведений А.П.Гайдара, пересказывая эпизод, который был проиллюстрирован. 2) Соревнование команд. (Вопросы с вариантами ответов можно оформить в виде презентации.) Вопросы командам “Совесть”, “Горячий камень”1. Почему Нина Карнаухова решила не идти в школу?
2. Почему мальчик с добрыми доверчивыми глазами гулял по роще?
3. Нина проводила малыша, вернулась за книгами и заплакала. Почему?
4. Ивашка Кудряшкин нашёл в болоте горячий камень. Что на нём было написано?
5. Почему старик отказался идти за камнем?
6. Для кого Ивашка вытянул камень из болота?
7. Почему старик отказался разбить камень?
8. Почему камень так и лежит неразбитым?
“Четвёртый блиндаж”1. Кто пошёл за грибами?
2. Однажды, сидя на заборе, что увидели ребята?
3. В какие дни не было учебных стрельб?
4. Как ребята попали на четвёртый блиндаж?
5. Почему попали под обстрел?
6. Где прятались дети?
7. Что принёс Васька домой и бережно хранил?
8. Почему мальчики стали дружить с Нюрой?
“Чук и Гек”1. Радостное событие, от которого Чук и Гек прыгали и кувыркались по дивану.
2. Что смастерили ребята себе в дорогу?
3. Почему мать ничего не узнала про телеграмму отца?
4. Почему Гек ночью в поезде разбудил всех пассажиров?
5. На чём дети ехали по тайге к избушке отца?
6. Где стояла избушка?
7. Что узнали от сторожа?
8. Как были наказаны мальчики за потерянную телеграмму?
9. Куда пропал Гек, пока мать и Чук ходили за хворостом?
10. Кто нашёл Гека?
11. Сколько дней дети и их мама жили в избушке до приезда отца?
12. Какой праздник семья Серёгиных встречала в тайге?
Подведение итогов игры. Обобщение Учитель. Дорогие ребята, сегодня мы окунулись в атмосферу гайдаровских книг, к которым вы выполнили иллюстрации. Но на нашей выставке представлены не все герои произведений Аркадия Петровича Гайдара. Есть у писателя повесть, герои которой совершают много хороших поступков. Этим детям подражает уже не одно поколение школьников, которые даже называют себя по имени главного героя повести. Что это за произведение? (“Тимур и его команда”.) Да, не зря эту повесть называют главным произведением детворы. А почему так, мы с вами, конечно, узнаем, потому что скоро на уроках литературы будем совершать добрые дела вслед за Тимуром и его друзьями. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |