Преподавание русского языка Дискуссия как жанр публицистического стиля речиNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.24 Просмотров: 835 Лях Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель: дать понятие дискуссии и других видов риторического диалога. Задачи:
Оборудование: телевизор, дивидиплейер, диск с записью дискуссии, раздаточный материал, магниты. Предварительное домашнее задание:
Этапы урока
Ход урока 1. Оргмомент. 2. Повторение ранее изученного. Приложение (авторский вариант) Горгий (ок.487-380 вв.до н.э.) – создатель риторики. Уроженец г.Леонтины (на о.Сицилия), которому угрожали могущественные Сиракузы. Произнеся в 427 году перед Народным собранием Афин речь об опасности, нависшей над его родиной, Горгий потряс искушённых в искусстве слова афинян. Речи Горгия стали образцами для подражания, их переписывали, выучивали, создавали подобные. Его знаменитая речь, посвящённая подвигам греков, отстоявших свою родину от нашествия персов, многие годы звала на новые свершения воинов Эллады.
- Как вы думаете, почему имена этих людей мы помним? Имена этих риторов известны нам, потому что они несли слово людям. В слове ораторы видели главное основание могущества человека. Эти люди создали правила красноречия, которых мы придерживаемся и сегодня. 3. Проверка д/з. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из жанров публицистического стиля речи – дискуссией. Давайте для начала вспомним, что такое публицистический стиль речи, какую сферу жизни он обеспечивает? (П, С, обслуживает форму общественного сознания – политику, этим стилем пользуются СМИ в устной и письменной форме) - Какие языковые особенности публицистического стиля речи вы знаете? (Использование клише, штампов. Номинативный строй речи, использование причастных и деепричастных оборотов. Синтаксис ориентирован на книжную лексику. Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность). - Какие жанры публицистики вы знаете? (Заметка, статья, репортаж, очерк, фельетон, интервью, дискуссия, доклад и др.) 4. Объяснение нового материала. - Что такое дискуссия? (Д. - спор, обсуждение, какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе) - Дискуссия представляет собой вид риторического диалога. Какие виды риторического диалога вы ещё знаете. (Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение. Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему. Полемика – спор при обсуждении, выяснении каких-нибудь проблем, вопросов. Прения – обсуждение, публичный спор по каким-нибудь вопросам. Дебаты – (книжн.) прения, обсуждения вопроса) - Обратите внимание на доску? Здесь написаны цели спора. Итак, спор может проходить:
- Как вы думаете, какая цель у дискуссии? (Ради истины) - А теперь посмотрите фрагмент видеозаписи дискуссии. Задача перед вами стоит такая: вычленить основные речевые действия ведущего. (… … …) - Обратите внимание на выданные мной листы с заданиями. Там под цифрой I сформулированы основные речевые действия ведущего. Прочитайте их внимательно. Какие действия ведущего мы не назвали? Основные речевые действия ведущего дискуссии.
- Итак, на чём основывается дискуссия? (На столкновении тезиса и антитезиса) 5. Закрепление изученного. - Выполните задание II. К предложенным тезисам сформулируйте антитезисы. Тезис: В нашем современном мире молодым быть просто. Антитезис: В нашем современном мире очень сложно быть молодым.
- Действительно ли у нас получились противоположные точки зрения по затронутым проблемам? Почему? (… … …) - Попробуем подобрать аргументы а контраргументы по этим тезисам. (… … …) - В основе дискуссии лежит проблемный вопрос. Его постановка может проходить на основе афоризма. Давайте попробуем выполнить такое задание (III).
6. Дискуссия. Давайте задумаемся, действительно ли это так. Всегда ли мстящий человек является злым? Всегда ли прощающий человек является добрым? Реплики для дискуссии: Человек убил человека с особой жестокостью. Его приговаривают к пожизненному заключению. Правильно дли это? Зло ли это? А может быть, добро? В Библии говорится: Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую. Простить обидчика также тяжело, как и побороть голыми руками голодного льва. 7. Итог. “Простить – это значит забыть и никогда больше не вспоминать” (Д.Облонская из “Анны Карениной” Л.Н.Толстой). В таком понимании прощение - добро. Но для того чтобы простить, необходим огромный труд. 8. Д/з. По любой ли проблеме можно провести дискуссию? Для того чтобы ответить на этот вопрос проанализируйте вопросы из задания IV с точки зрения целесообразности их использования для дискуссии. К понравившейся теме сформулируйте тезисы и антитезисы. - Проанализируйте вопросы с точки зрения целесообразности их использования для дискуссии.
Ожидаемые результаты: Учащиеся будут владеть понятиями: дискуссия и другими видами риторического диалога, тезис – антитезис, аргумент – контраргумент, пропонент – оппонент; к концу урока будут иметь представление о том, как подготовить и провести дискуссию. Работа с текстом позволит повторить ранее изученный материал, а устная форма работы будет способствовать развитию словарного запаса и развитию устной монологической речи учащихся, а также способствовать воспитанию внимания к ответам одноклассников и интерес к русскому языку. Таким образом, урок цели достигнет, а все намеченные задачи будут решены. Используемая литература.
Приложение 1 (раздаточный материал) Приложение 2 (вспомогательный материал к уроку) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |