Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 10-м классе (в рамках подготовки к ЕГЭ) по теме "Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 10-м классе (в рамках подготовки к ЕГЭ) по теме "Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.11.23
Просмотров: 4002

Кутыркина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • обобщение ранее изученного о правописании приставок, правописании на стыке приставки и корня гласных Ы, И;
  • подготовка к выполнению задания А14 (блок А ЕГЭ).

Используемые технологии: метод проектов, информационные технологии, проблемное изучение

Ход урока

I. Орг.момент. Эмоциональный настрой на восприятие материала.

1) Устная работа с эпиграфом к уроку:

“Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга”

Академик Л.Щерба

2) Орфоэпическая “минутка”.

Говори правильно:

1. В каком слове ударение падает на второй слог:

1) статуя;
2) каталог;
3) августовский;
4) пуловер.

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф;
2) эксперт;
3) кухонный;
4) творог.

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех;
2) на прОстынях;
3) они прАвы;
4) свежие тортЫ.

3) Словарная работа.

Аргумент;
Актуальный;
Эффективный.

II. Выполните задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града;
2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать;
3) о..далённый, на..треснутый. на..пиленный;
4) из..мать, дез..нформация, от..граться.

Слово проектной творческой группе

Представляют проект “Всё не так просто, как кажется” (презентация проекта)

Прочитав предложенное задание, мы выявили проблему:

Какие правила необходимо знать, чтобы выполнить это задание?

Распределили приставки на группы:

1) Неизменяемые (одновариантные)

Оттирать-ототрёшь;
Подзывать-подозвать;
Взбираться-взобраться;
Сдирать-содрать.

2) На З и С (двухвариантные)

  • На –з:
  • чрез-, раз-, низ-, из-, воз-, без-.
  • На –с:
  • бес-, вос-, ис-, нис-, рас-, чрес-.
  • Исключения: здесь, здание, здоровье, ни зги

1) Лингвистическая задача:

Почему слова с приставами разбиты на три группы?

Исколесить Беззвездный Расщепить
Изрезать Бессонный Расчистить
Беспечный Рассветает Расчертить
Безголосый Иссушить Бесшумный

Словарная работа:

и..рисовать, и..черпать,
во..гораться, во..пылать
бе..звучно, бе..шумно
ни..вергаться, ни..падать

Провокационная роль предлогов в написании приставок.

Из-под нависших бровей – исподлобья.

2) Диктант на замену:

Допишите пары:

  • без воды –
  • без паспорта –
  • без смысла –
  • без сна –
  • без шума –
  • без забот –

Без души и без сердца-

Удвоенная согласная

3) Работа с текстом стихотворения м. Цветаевой (все слова на з-,с-)

Б.Пастернаку

Ра…тояния: вёрсты, мили…
Нас ра…тавили, ра…адили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Ра…тояния: вёрсты, дали…
Нас ра..клеили, ра..паяли,
В две руки ра..вели, ра..пяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не ра..сорили – ра..сорили,
Ра..лоили…
Стена да ров.
Ра..елили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не ра..троили – ра..теряли.
По трущобам земных широт
Ра..овали нас, как сирот.
Который уж – ну который –март?!
Ра..били нас- как колоду карт.

24 марта 1925 г.

3) ПРЕ- и ПРИ- (смысловые);

ПРИ-:

1) немного;
2) близость;
3) присоединение;
4) до конца.

ПРЕ-:

1) пере-;
2) очень.

Различай:

Пре- При-
Претворить в дело Притворить дверь
Пребывать Прибывать
Презирать Призирать
Преступить Приступить
Преумножить Приумножить
Преклонить Приклонить
Предавать Придавать
Претворить Притворить
Преемник Приёмник
Преходящее Приходящее
Презреть Призреть

Словарная работа:

Превентивный предупреждение чего-либо, предохранительный.
Превалироватьпреобладать, иметь перевес.
Претендентлицо, которое претендует на что-нибудь.
Приоритетпервенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.

Закрепление.

Пре-при

Диктант на замену

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-,при-

1) Место стоянки судов (пристань)
2) Исключительное право (прерогатива)
3) Глава государства (президент)
4) Первенство (приоритет)
5) Подарить (презентовать)
6) Граница (предел)
7) Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна)
8) Купить (приобрести)
9) Затруднение (препятствие)
10) Предисловие (преамбула)
11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)
12) Льгота (привилегия)
13) Помеха (препятствие)
14) Легенда (предание)
15) Продолжатель (преемник)
16) Первое представление (премьера)

III. “Ы, И после приставок”.

Вдруг раздался страшный рык –
Это “Ы” прогнало “И”
От приставок на согласный:
Был тут “иск” – стал “розЫск”.
Ясно?!
Лишь исключение “взИмать”
С буквой “И” надо писать.

- “ъ, ь после приставок”

Приставки – иностранки:

ДЕЗ-
КОН-
ПАН-
СУБ-
СУПЕР-
ИН-
КОНТР-
ПОСТ-
ТРАНС-
РЕ-

А приставки ИНОСТРАННЫЕ (СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-)
Все дамы странные,
Уж такие утонченные (ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-),
В “И” влюбленные!
Ты внимательно смотри:
После “иностранок” – “И”
К ним примкнули “наши” СВЕРХ-, МЕЖ-
СВЕРХИзысканнее всех!
СВЕРХИскусно, СВЕРХталантливо
Дружат с “И” они, галантные.

В сложносокращенных словах сохраняется “И”:

медИнститут;
госИздат;
финИнспектр;
санИнспекция;
самИздат.

Выбери Ы или И.

Пост..нфарктный – пред..нфарктный.

Дез..фекция, пред..дущий, сан..нспекция, под..скать, контр..гра, фин..спектор, вз..мать, об..грать, пед..ститут.

Вернёмся к проблемному вопросу и выполним задание.

В словах какого ряда пропущена одна и та же буква

1) с..трудник, с..гласие, н..ладить;
2) бе..хозный, бе..донный, во..делать;
3) из..скать, сан..спектор, с..грать;
4) пр..тягательный, пр..митивный, пр..личный.

IV. Компьютерное тематическое тестирование по теме “Правописание приставок”.

V. Рефлексия.

Итог урока.

Домашнее задание:

1 группа – составить диктант “на засыпку” на тему “Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня”.

2 группа составить литературную викторину по произведения А.С.Пушкина на тему “Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня”.

3 группа – подобрать пословицы, оговорки , крылатые выражения на тему “Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21