ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"

Добавлено: 2012.11.22
Просмотров: 9274

Мололкина Оксана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой

Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку (приложение 1), иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», портрет писателя, сборники рассказов.

Тип урока: изучение нового материала.

Словарная работа: (слайд 5) педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.

Понятия: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

Ход урока

I. Определение темы урока.

Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке? (О любви. На доске открывается тема урока.)

Запись в тетради темы урока, эпиграфа.

II. Постановка целей урока.

Давайте подумаем вместе, какие цели нашего урока? (Учитель побуждает детей думать, помогает четко сформулировать цели, дополняет)

(Выявить взгляд Куприна на любовь ; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь ; показать роль зеркальной композиции и антитезы для раскрытия идеи произведения по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени».)

III. Изучение новой темы.

1. Актуализация опорных знаний.

  • Какие произведения А. Куприна вы знаете? Назовите. Какое произведение мы изучали в 5 классе? («Тапёр»). О чем оно?
  • Сегодня мы рассмотрим ещё одно замечательное произведение писателя – рассказ «Куст сирени».

2. Словарная работа.

  • В тексте встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. Эту работу подготовил в качестве домашнего задания (имя ученика).

3. Слово учителя.

Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

4. Вопросы на читательское восприятие.

  • Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени» Куприна). Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?
  • Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя любви.).
  • « Любовью дорожить умейте…» – звучит тема сегодняшнего урока. Как вы думаете, тема или идея заключена в ёё формулировке? Обоснуйте. (Идея, произведение учит, как в трудных ситуациях сохранить любовь).

5. Исследование по тексту.

  • Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)

6. Аналитическая беседа.

  • Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)
  • Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)
  • Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)
  • Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
  • Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
  • В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
  • Чем же заканчивается эта история?
  • Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

7. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.

  • А теперь давайте вспомним, что такое композиция?
  • Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? (Три , слайд 6)

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

(Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

  • Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией (под запись, слайд 7)
  • Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)
  • Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика (слайд 8)

Николай Алмазов Верочка
Раздражен, недоволен. Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.
Не видит выхода, не верит в успех. Верит в успех дела, надеется на положительный исход.
Подчиняется жене, действует по её плану. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.
  • Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

8. Межлитературные связи.

  • Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году? (О. Генри «Дары волхвов»)
  • Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»? (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)

9. Отношение автора к героям.

  • Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)
  • Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
  • Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

10. Рассказ ученика от имени героя.

  • А теперь послушаем творческое задание « Ситуация глазами героя ». Представьте себе, что после случая с пятном на чертеже, превратившемся в сиреневый куст, прошло несколько лет. Алмазов, встретившись со своим другом, которого давно не видел, рассказывает ему свою историю поступления в академию. Это индивидуальное домашнее задание расскажет нам… (приложение 2).

11. Работа с эпиграфом.

  • Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их).

12. Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему?

13. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

  • (Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)

14. Смысл заглавия.

(Слайд 9) Хотя на улице еще зима, мороз, но по календарю уже весна. У нас здесь такая замечательная, душистая, благоухающая сирень.(Обращаем внимание на иллюстрацию ученика, изображающую сирень, репродукцию Кончаловского). Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам. Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)

IV. Рефлексия.

У меня на душе тоже радостно.

  • А что испытываете вы? С каким ощущением покидаете урок?
  • Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?
  • О чём ещё хотелось бы поговорить?
  • Что нового узнали?

V. Домашнее задание (на выбор; слайд 10)

1 вариант: После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

2 вариант: Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора).

3 вариант: Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»?

Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д. Задание лучше распечатать, чтобы учащиеся могли дома определиться с темой).

VI. Подведение итогов. Комментирование оценок.