Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Вводный урок по теме "Служебные части речи"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Вводный урок по теме "Служебные части речи"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.11.18
Просмотров: 1056

Горшкова Зоя Семеновна, учитель русского языка и литиературы

Урок рассчитан на учащихся, обучающихся по общеобразовательной программе, по учебнику Т.А Ладыженской. На уроке использованы игровые технологии, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход. В процессе урока применена презентация из 12 слайдов, используются компьютеры для тестирования, карточки. На уроке предполагается закрепить знания о самостоятельных и служебных частях речи. Тексты использованы рифмованные, что повышает интерес к исследованию. Компьютерные технологии развивают зрительную зоркость, улучшают эмоциональное настроение, улучшают контакт учителя и ученика. Тест, рассчитанный на опережающее обучение, помогает развитию логического мышления. Карточки с распределительным заданием помогают учащимся проверить свои знания о самостоятельных и служебных частях речи. Материал к уроку подобран так, чтобы подвести учеников к тому, что служебные части речи имеют большое значение в русском языке.

Цели урока:

  1. Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
  2. Доказать значимость служебных частей речи.
  3. Совершенствовать устную и письменную речь.

Задачи урока:

  1. Организовать работу в деятельном режиме.
  2. Исследовать тему и обосновать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Этапы урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Постановка проблемы.
  4. Работа над темой.
  5. Закрепление темы.
  6. Решение проблемы.
  7. Заключение.
  8. Выводы.
  9. Оценка урока и его полезности учениками.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке.

Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет! (2 слайд)

Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?

Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.

Запишите тему урока: «Служебные части речи» (3 слайд)

Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.

Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи. (5 слайд)

Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? (6-7 слайды).

Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»

Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут. (8 слайд).

Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?

Найдите в тексте служебные части речи.

Какова их роль в предложении?(8 слайд)

Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.

Это? (предлог) (9 слайд)

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз) (10 слайд)

Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это? (частицы) (11 слайд)

Используя полученные знания о предлогах, отредактируйте предложения.(12 слайд)

Выполните синтаксический разбор предложения: Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Найдите служебные части речи в нём. Какова их роль? (13слайд)

Все ли служебные части речи связали себя синтаксическими обязанностями? Какие пожелали остаться свободными? (14слайд)

– Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи:

  1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
  2. Служебные части речи имеют общие морфологические признаки.
  3. Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
  4. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
  5. Служебные части речи не бывают членами предложения.
  6. Служебные части речи имеют лексическое значение.
  7. Служебные части речи имеют только дополнительное значение, грамматическое.
  8. К любой части речи можно задать вопрос.
  9. Служебные части речи живут сами по себе.
  10. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
  11. К служебным частям речи задать вопрос невозможно. (15 слайд)

– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.

– Составим схему: «Служебные части речи» (16 слайд).

– Посмотрите на карту Королевства Морфологии. (17 слайд)

– Какие в ней страны самые маленькие?

Маленькие-то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!

– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.

Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног. (18слайд)

– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.

– Восстановите текст, используя слова для справок.

– Можно ли обойтись без служебных частей речи?

– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.

Составим схему «служебные части речи» (чертят схему)

  1. не имеют лексического значения
  2. не изменяются
  3. не употребляются без самостоятельных частей речи
  4. не бывают членами предложения (18 слайд)

– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?

Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. (19 слайд)

Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?

В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)

Какой предлог является нотой? (до)

Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)

К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача) (20 слайд)

Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (затор) (21 слайд)

Попробуем полученные знания внедрить в практику

1 группа выполнит тест за компютерами.

Тест

  1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
    А) предлогом;
    Б) союзом;
    В) наречием.

  2. Как правильно написать:
    А) по вас;
    Б) по вам;
    В) по вами.

  3. В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:
    А) частица;
    Б) местоимение;
    В) союз.

  4. В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
    А) частица;
    Б) союз;
    В) наречие.

  5. В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:
    А) частица;
    Б) предлог;
    В) союз.

2 группа по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ. (22слайд)

(оценка письменной работы) (23 слайд)

3 группа работает с раздаточным материалом:

А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы

Самостоятельные части речи Служебные части речи

Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи

Проверка и оценка выполнения заданий

Заключительная часть

(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - )

Домашняя работа: составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке.

Презентация


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21