Преподавание русского языка Вводный урок по теме "Служебные части речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.18 Просмотров: 1056 Горшкова Зоя Семеновна, учитель русского языка и литиературы Урок рассчитан на учащихся, обучающихся по общеобразовательной программе, по учебнику Т.А Ладыженской. На уроке использованы игровые технологии, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход. В процессе урока применена презентация из 12 слайдов, используются компьютеры для тестирования, карточки. На уроке предполагается закрепить знания о самостоятельных и служебных частях речи. Тексты использованы рифмованные, что повышает интерес к исследованию. Компьютерные технологии развивают зрительную зоркость, улучшают эмоциональное настроение, улучшают контакт учителя и ученика. Тест, рассчитанный на опережающее обучение, помогает развитию логического мышления. Карточки с распределительным заданием помогают учащимся проверить свои знания о самостоятельных и служебных частях речи. Материал к уроку подобран так, чтобы подвести учеников к тому, что служебные части речи имеют большое значение в русском языке. Цели урока:
Задачи урока:
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы. Этапы урока:
Ход урокаЗдравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке. Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких? Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные. Запишите тему урока: «Служебные части речи» (3 слайд) Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность. Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи. (5 слайд) Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? (6-7 слайды). Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт? Найдите в тексте служебные части речи. Какова их роль в предложении?(8 слайд) Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
Это? (предлог) (9 слайд)
Это? (союз) (10 слайд)
Это? (частицы) (11 слайд) Используя полученные знания о предлогах, отредактируйте предложения.(12 слайд) Выполните синтаксический разбор предложения: Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Найдите служебные части речи в нём. Какова их роль? (13слайд) Все ли служебные части речи связали себя синтаксическими обязанностями? Какие пожелали остаться свободными? (14слайд) – Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи:
– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи. – Составим схему: «Служебные части речи» (16 слайд). – Посмотрите на карту Королевства Морфологии. (17 слайд) – Какие в ней страны самые маленькие? Маленькие-то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись! – Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения. – Восстановите текст, используя слова для справок. – Можно ли обойтись без служебных частей речи? – Таким образом мы пришли к выводу о их значимости. Составим схему «служебные части речи» (чертят схему)
– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке? Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. (19 слайд) Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады? В конце какого предлога стоит сотня? (вместо) Какой предлог является нотой? (до) Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза) К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача) (20 слайд)
Попробуем полученные знания внедрить в практику 1 группа выполнит тест за компютерами.
2 группа по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ. (22слайд) (оценка письменной работы) (23 слайд) 3 группа работает с раздаточным материалом: А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи Проверка и оценка выполнения заданий Заключительная часть(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - ) Домашняя работа: составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |