Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Виды глагола
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Виды глагола


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.11.16
Просмотров: 1189

Сагачеева Эльвира Рамазановна, учитель русского языка и литературы

Цели:

– познакомить с видами глагола, способами образования видовых пар глаголов;
– научить распознавать видовые пары, использовать их в речи;Ъ
– развивать монологическую речь и творческую активность.

Оборудование и ТСО:

– магнитофон,
– аудиозапись весенней мелодии П. И. Чайковского “Времена года” (апрель).

Оформление кабинета: оформление доски: число, тема; плакат “Дети решали (решили) задачу”.

Раздаточный материал:

– карточка “Третье лишнее”;
– карточка с заданием “Подбери видовую пару”;
– вопросы для блиц-опроса.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного о глаголе:

1. Работа по карточке “Третье лишнее” (карточка на каждой парте).

  1. Атаковать, терпеть, атака.
  2. Бегать, обидеть, бегство.
  3. Ненавидеть, жить, ненавистный.
  4. Ждать, смотреть, ожидание.
  5. Любовь, кричать, любить.

2. Блиц-опрос:

– Глагол самостоятельная или служебная часть речь?
– Изменяемая или неизменяемая?
– Способы изменения?
– Морфологические признаки?
– Синтаксическая роль?
– Глагол – это…

III. Изучение нового материала:

1. Прослушаем диалог (заранее подготовленные учащиеся представляют сценку-диалог).

Встретились два друга Олег и Артур:

– Привет! Давно тебя не видел. Чем ты вчера занимался?
– Я вчера учил грамматические правила, выполнял упражнения, решал задачи, писал бабушке письмо.
– Почему же ты начатые дела не довел до конца?
– Я все полностью выполнил.
– Если ты это завершил, то неправильно говоришь.

2. Беседа по вопросам:

– Кто из друзей прав, по-вашему?
– Запишите глаголы Олега.
– На какой вопрос они отвечают?
– Какое действие обозначают? (Незаконченное).
– Образуйте от них глаголы, которые бы обозначали действие законченное.
– На какой вопрос они отвечают?

3. Делаем вывод и читаем теоретический материал на странице 242 учебника.

4. Наблюдение на материале учебника (стр. 241).

– Поставьте вопросы к выделенным глаголам.
– В каком столбике выделенные глаголы – совершенного вида, а в каком – несовершенного?
– У глаголов какого вида есть только два времени? Как вы думаете, почему?

IV. Закрепление изученного материала:

1. Работа по карточке “Подбери видовую пару”.

1-й вариант
Свистеть –
Кричать –
Махать –
Стучать –
Петь –
Говорить –
Мазать –
Глотать –
Молвить –
Ходить –
2-й вариант
Остыть –
Доделать –
Усвоить –
Показать –
Помочь –
Лечь –
Зажечь –
Достичь –
Смастерить –
Посмотреть –

– Что помогло вам образовать видовую пару?

2. Работа с упражнением 645 учебника (устно).

– Прочитайте тест А. М. Пешковского “Руки” по ролям.
– Найдите среди выделенных глаголов видовые пары, поставьте к ним вопросы, определите вид.

3. Слово учителя: ребята, звуки нас окружают везде и повсюду. Прослушайте, пожалуйста, весеннюю мелодию и запишите глаголы звучания в начальной форме. Определите их вид. Составьте с некоторыми из них словосочетания или предложения.

Физкультминутка!

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

4. А сейчас творческое задание.

– Рассмотрите рисунки на странице 244 (1-й ряд – 1-й рисунок, 2-й ряд – 2-й рисунок).
– Составьте небольшой рассказ о том, что изображено. Что делают ребята?

5. Проверка творческих работ (2–3 работы).

– Глаголы какого вида вы использовали в своем рассказе? Почему?

V. Подведение итогов урока.

– Что мы узнали сегодня на уроке?
– В чем различие глаголов совершенного и несовершенного вида?
– Как образуются видовые пары?
– Под какой картинкой вы подпишите “Дети решали (решили) задачу”?

VI. В заключение, послушайте грамматическую сказку о глаголе.

Жил-был Глагол.
Он очень не любил ленивых,
и сам трудился целый день:
бегал, летал, скакал, мастерил, варил…
Там что-то выкопает, там что-то достроит,
там склеит, там пришьет,
и все волнуется:
успею ли помочь, добегу ли вовремя,
смогу ли все трудности преодолеть.
А вы как думаете?
Успеет? Сможет? Добежит?

– А глаголы какого вида ему в этом помогут?
– И мы с вами, ребята, любим доводить начатое дело до конца, поэтому закончим урок глаголами совершенного вида, которыми вы закончите фразу – Как прекрасен этот мир…

Посмотри!
Улыбнись!
Оглянись!
Удивись!
Закричи!
Подружись!
Развлекись!
Поиграй!
Узнай!
Воскликни!
Выучи!
Прочитай! и т.д.

VII. Домашнее задание: § 111 (выучить правило), упр. 649.

Дополнительное задание (по желанию) – написать свою грамматическую сказку о глаголе, используя видовые пары глаголов.

VIII. Выставление оценок.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21