Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Разработка новых методов диагностики и развития мышления с использованием пословиц и поговорок
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Разработка новых методов диагностики и развития мышления с использованием пословиц и поговорок


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 988

Роднянская Галина Васильевна, педагог-психолог, педагог-организатор

Прежде, чем познакомить коллег с новой методикой диагностики мышления, разработанной автором и основанной на пословицах и поговорках, хочется сделать “лирическое отступление” о социально-психологической значимости пословиц и поговорок в нашей жизни.

Особенность пословиц состоит в том, что они сохраняют два плана – буквальный и переносный. В науке о языке пока еще не сложилось общепринятого взгляда на пословицы и поговорки. Чаще всего под пословицей понимают меткое образное изречение (обычно назидательного характера), типизирующее самые различные явления жизни и имеющие форму законченного предложения. Пословица выражает законченное суждение (БСЭ.М., 1975, Т.20) Поговоркой именуют краткое образное изречение, отличающееся от пословицы незавершенностью умозаключения (там же)

Под пословицами в широком смысле мы понимаем краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. Так, пословица “Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало” отличается двойным планом – буквальным и иносказательным. Напротив, пословица “Горбатого могила исправит” имеет только образный план.

Под поговорками понимают краткие народные изречения (нередко назидательного характера), имеющие только буквальный план: “Коса – девичья краса”.

Трудно перечислить все художественные определения, которые языковеды дают пословице. Ее называют:

  • народной мудростью
  • практической философией
  • устной школой
  • сводом правил жизни
  • исторической памятью народа и т.п.

Кто из нас не встречал в пословице, поговорке, афоризме подтверждения своих мыслей, формулировку оценки или иронии, оправдания своих действий и ошибок?!

Умом окончательных выводов назвал пословицу Гоголь. Сервантес отнес ее к коротким изречениям, выведенным из долгого опыта. Мудростью многих и остроумием одного назвал ее Б. Рассел. Отнюдь не случайно в последнее время возник новый интерес к пословице и к афористике вообще.

Но пословица отличается от афоризма тем, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии. Пословицы легко соединяют и ярко, образно характеризуют разные области жизни: убеждения народа, жизненные трудности, труд, умение отдыхать и веселиться, дом, порядок, мир и лад в нем, просвещение, корыстолюбие, пороки, связь явлений, следствие и причины происходящего и многое другое. (Аникин В.П. “Старинные русские пословицы и поговорки”, М., 1984)

Развитие общественных наук – логики, психологии, социологии – мотивировало отход от чисто литературного и исторического изучения пословиц и повернуло ее исследование в русло семиотики. Нашлось ей и практическое применение: в области психологии тесты, содержащие пословицы, используются для оценки умственных способностей человека. Методисты и учителя начальных классов за счет пословиц расширяют дидактический материал. В учебниках по грамматике чаще появляются пословицы в качестве иллюстраций различных языковых явлений. Пословицы все активнее выходят из сборников и словарей и переселяются на полосы газет, в речь радио- и тележурналистов, в выступления писателей и публицистов, политиков и политологов. Пословицы предупреждают о последствиях, советуют, как поступить, напоминают об ошибках. И все это не директивно, не лозунгами и призывами, а дипломатично, но в то же время шевеля нашу душу и забирая за живое, давая время и возможность нам самим прийти к окончательным выводам.

Пословицы не требуют доказательств. В этом заключается ее феномен. Недаром к пословице обращаются, когда изучают духовный мир народа, ее нравственные законы, первобытные источники права и даже медицину и психологию.

Поражает вездесущность пословиц – они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд, помыслов, оценок ближних – родных, соседей, властей, маленьких и больших начальников, общественных порядков, учреждений, законов, суда, желаемой и реальной справедливости, житейских обычаев, течения жизни, души человека, его здоровья, нрава, характера, причин и следствий его разнообразных действий.

Знаменитый Владимир Даль выделил для своих пословиц 179 рубрик: пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье и удаче, о богатстве и бедности, о достатке, скупости и прочем. Эта тематика столь же обширна, как и жизнь народа.

Но тематическая многоликость пословиц не главное их достоинство. Существеннее – как они воспроизводят жизнь и какие оценки ей дают. В свое время Н.В. Гоголь (Собр. соч. в 6-ти томах, т.6.М., 1953), плененный полнотой смысла пословиц, отметил их особенный “образ выражения”: писатель увидел в нем отражение многих “народных свойств наших” (с.166). Ни одна пословица не лишена всепоглощающего страстного интереса ко всему, чего касается. За каждой из них видишь тех, кто судит, рядит, спорит, вышучивает, насмехается, балагурит, печалится, скорбит, радуется, бранится, - предстает множественность случаев и жизненных сцен.

Трудно назвать все, на что брошен критический взгляд народа. Он говорит о праздности, крикливости, неумении, поспешности, щегольстве, угодливости, докуке, обмане, воровстве, болтливости, гордыне, соблазне, лжи, клевете, трусости, - это обширная энциклопедия человеческих пороков и недостатков. Но обязательно рядом и одобрение – хвалят трудолюбие, скромность, мастерство, осмотрительность, бережливость, прямоту, правдивость, щедрость, совестливость, умеренность, порядочность, разумность, храбрость, - это столь же обширная энциклопедия добродетелей и достоинств.

К всеведению и всезнанию пословиц часто применяют старинное слово “многоочитый” (многоглазый, всевидящий). Простота пословиц очень обманчива. Чаще всего говорящий при помощи пословицы характеризует, оценивает то, о чем непосредственно в ней не говорится. Пословица служит аналогией, каждое слово в ней живет по закону смысловой ассоциации.

В психологии понимание пословиц рассматривается как один из показателей развития мышления. Так, пословицы используются в текстах на определение уровня умственного развития, для диагностики патологических изменений мышления (Зейгарник Б.В. К проблеме понимания переносного смысла слов или предложений при патологических изменениях мышления. М., 1934), для выявления особенностей мышления школьников (Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностей школьников. М., 1975) Они могут являться средством умственного развития в важном направлении – ориентировке в нестандартных ситуациях, самостоятельном поиске нужного обобщения, замаскированного яркими, но несущественными частностями (Климов Е.А. Идеи системного подхода в народном сознании//Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1993, № 3)

Понимание пословиц можно считать одним из критериев владения языком, развития речи.

Особенности понимания школьниками пословиц и поговорок и их социально-психологическая значимость выражается в следующем:

  • Пословицы являет собой уникальный экспериментальный материал.
  • Мир пословиц и поговорок неисчерпаем, поэтому практически не ограничены возможности в подборе текстов.
  • Пословицы можно дифференцировать по сложности, по структуре, по другим критериям (хотя бы условно, в исследовательских целях).
  • Пословицы и поговорки, относящиеся к так называемому “мини-тексту” отличаются лаконичностью, что позволяет за короткий срок получить большой массив данных о работе с ним.
  • Пословица как отшлифованная временем народная мудрость способна дать некоторые нравственные ориентиры, указать диалектический подход к жизни, познакомить с сокровищами языка.

Анализ экспериментальных материалов (журнал “Вопросы психологии”) показал, что осознанная, понятая пословица сразу же “входит в жизнь” обогащает речь и мышление ребенка. Школьники, часто использующие пословицы, показывают высокий уровень умения извлекать из текста все виды информации.

Автор этой статьи еще со школьной скамьи очарован возможностями пословиц и поэтому постоянно обращается к ним в своей психолого-педагогической деятельности, разрабатывает новые методики на их основе. Ниже Вам предлагается ознакомиться с субтестами, входящими в тест “Перепутанные пословицы” и “Найди ошибку”. Тест “Перепутанные пословицы” прошел полную ревизию, в ходе которой доказана его валидность и дифференцирующая способность.

Методика “Найди ошибку в пословицах”

Инструкция: Найди ошибку в пословицах. Время для выполнения задания – 3 минуты. В бланке для ответов под соответствующем номером пословицы напиши букву, на которую необходимо заменить неправильно написанную букву:

1. Когда на горе раб свистнет.

2. Конек – делу венец.

3. Лучше хлеб с содой, чем пирог с бедой.

4. Была бы фея, а хомут найдется.

5. Бедность не порог.

6. Где мед, там и муки.

7. Дурная голова рогам покоя не дает.

8. Без хозяина лом сирота.

9. Клип клипом вышибают.

10. Доброе слово и мошке приятно.

11. С глаз долой – из сердца вой.

12. С лица воду не лить.

13. Свято тесто пусто не бывает.

14. Первый блин колом.

15. На горе шапка горит.

Образец бланка для ответов:

Ф.И.О. Класс
№ пословицы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Правильная буква

Ключ для проверки:

№ пословицы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Правильная буква к ц в ш к х н д н к н п м м в

Методика “Перепутанные пословицы”

Этот субтест (всего в тесте 5 субтестов) размещен на сайте автора статьи “Сам себе помоги!” http://rodn-I-k.narod.ru . Предлагаем бланковый вариант этого субтеста.

Инструкция: “Наведите порядок” в пословицах, найдите к началу пословиц (до союза ДА) соответствующие окончания (после союза ДА).

В бланке для ответов напишите номер правильного с вашей точки зрения окончания пословицы. Время выполнение задания – 5 минут.

  1. Не светило не горело, ДА на другом блюде. (1)
  2. Криво рак выступает, ДА не в обиде (2)
  3. Не было ни гроша, ДА хлеб жуем (3)
  4. И рад бы в рай, ДА как бы не пропасть (4)
  5. Зашел к куме, ДА объелся груш (5)
  6. Милует царь, ДА нечего есть (6)
  7. Видит око, ДА не всяк творит (7)
  8. Был муж, ДА засел в тюрьме (8)
  9. Живем, ДА вдруг алтын (9)
  10. Зубы есть, ДА не жалует псарь (10)
  11. В тесноте, ДА иначе не знает (11)
  12. Беды мучат, ДА нельзя миновать (12)
  13. Тот же блин, ДА вдруг припекло (13)
  14. Грех воровать, ДА уму учат (14)
  15. Всяк правду ищет, ДА зуб неймет (15)
  16. Жениться не пропасть, ДА грехи не пускают (16)

Вариант бланка для ответов:

Ф.И.О. Класс
Начало пословиц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Окончание пословиц

Ключ правильных ответов:

Начало пословиц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Окончание пословиц 13 11 9 16 8 10 15 5 3 6 2 14 1 12 7 4

Можно полученные результаты сравнить со средними (выборка учащихся 8-11 классов школ Красносельского района Санкт-Петербурга):

Классы 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Кол-во правильных ответов 8 11 13 13
% выполнения 50 69 81 81

Учащимся очень нравится выполнять эти задания, они вызывают у них радость, интерес и стимулируют их к разработке аналогичных игровых методик для КВНов, праздников и т.п.

Результаты по аналогичным тестам имеют высокую значимую положительную корреляцию с результатами по различным методикам диагностики мышления (словесно-логическое, лабильность…), памяти, игры (“Хотите выиграть миллион” …) и средней школьной оценкой, а также высокую дифференцирующую способность учащихся 8 – 9 – 10 – 11 классов.

Среди учащихся Красносельского МУК (8-11 классы) и посетителей сайта “Сам себе помоги!” был проведен опрос на тему выяснения представлений о человеке, хорошо знающем пословицы. Ответы проранжированы по количеству высказываний данного суждения:

“О человеке, хорошо знающем свои национальные пословицы, можно сказать, что он, скорее всего…”

1 место – имеет хорошую память

2 место – любит читать книги

3 место – интересуется историей своего народа

4 место – мудрый

5 место – понимает намеки, иносказания, контекст

6 место – сообразительный, находчивый

7 место – интересный собеседник

8 место – хорошо учится в школе

9 место – имеет такую сферу интересов

10 место – массовик-затейник

11 место – коммуникабельный

12 место – обладает хорошим чувством юмора

Работа по созданию новых методик и ревизия методики “Перепутанные пословицы” продолжается. В перспективе – размещение всех субтестов на сайте в свободном доступе в INTERNET.

Приглашаем к сотрудничеству творческих педагогов, интересующихся вопросами социально-психологической значимости и диагностическими возможностями пословиц и поговорок. Присылайте свои предложения по адресам:

e-mail: rodn-I-k@yandex.ru


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21