Преподавание литературы Программа элективного курса " Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.11 Просмотров: 1348 Исупова Маргарита Александровна, учитель литературы Пояснительная запискаВ современном литературоведении особое внимание уделяется мифологическому контексту произведения, раскрывающему мотивную структуру текста. Такой подход к изучению произведений школьной программы позволяет учителю отойти от привычной проблемной и образной трактовки текста и рассматривать произведение литературы как факт искусства во всей его сложности в рамках национальной культуры в целом. Предлагаемый элективный курс рассчитан на 12 часов аудиторных занятий, ориентирован на учащихся 7-8-х классов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин и может быть включен в блоки “ Факультативные занятия”, “ Элективные курсы”. Интегрированный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного и лингвистического материалов и дает старшеклассникам возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ фольклорных и литературных произведений позволяет учащимся определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам, расширить читательский кругозор, повысить культуру чтения. В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования данный курс способствует формированию устойчивого интереса к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры. Освоение материала создает прочную базу для дальнейшего усвоения учащимися программы по литературе, помогает глубже осмыслить своеобразие авторской поэтики в произведениях разных жанров. Основная цель курса - дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе. В процессе работы учителя и учащихся решаются следующие задачи: - формируется представление о славянах, об истоках и эволюции верований древних, о попытках человека объяснить явления окружающего мира и вписать себя в систему мироздания; Выделяются следующие этапы работы: - знакомство с основными мифологическими представлениями древних славян и эволюцией языческих воззрений; Этим этапам обучения соответствуют разделы программы курса и построение отдельных занятий. Методические принципы построения курса: - линейность (каждая последующая тема логически связана с предыдущей); Структура курса определяется его целями и задачами, методологическими и методическими принципами. Последовательное изучение тем завершается итоговой проектной работой, выполняя которую, учащиеся должны продемонстрировать достаточно высокий уровень интеллектуальной и творческой деятельности. Отбор фольклорного и литературного материала осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания и соотнесен с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для практической работы выбраны произведения русских классиков XIX и XX века: Н.В. Гоголя, О. М.Сомова, В. И. Даля, А. Н. Островского, А. М. Ремизова, А. А. Блока, С.А. Есенина, А. Н. Толстого, В. П. Распутина. Курс не ставит задачу полного анализа художественного текста, акцент делается на характеристике образов и особенностей языка, авторской идее. Произведения авторов, включенных в программу курса, помогают расширить читательский кругозор учащихся, совершенствовать навыки анализа художественного текста, формировать устойчивый интерес к словесной структуре текста. В программе четко определен круг теоретических понятий, освоение которых повышает уровень усвоения материала. Так, характеристика мифологических персонажей и их функций позволяет учителю подвести учащихся к пониманию литературоведческой категории “ вечные” образы в искусстве и сформировать представления об индивидуальной творческой манере писателя, авторском замысле. Виды работы учителя и учащихся: - лекция с элементами беседы; Формы работы: - индивидуальная; Образовательный результат курса состоит в совершенствовании навыков индивидуальной и коллективной исследовательской работы, навыков анализа художественного слова, образа; в развитии образного мышления и реализации творческого потенциала личности, в повышении культуры интеллектуального и творческого общения в группе; в формировании у учащихся понятия о традициях и новаторстве в литературном процессе. В программу включена таблица “ Планирование работы по освоению элективного курса “ Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе”, дающая полное представление о темах занятий, произведениях литературы, основных теоретических понятиях, видах мыслительной деятельности, приемах развития речи и творческих заданиях.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |