Преподавание литературы Сочинение в 8-м классе по картине Н.К. Сверчкова "Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.10 Просмотров: 1961 Воронова Вера Николаевна, учитель чувашского языка и литературы, КРК Цели урока:
Развиваемые навыки:
Оборудование: 1) Репродукция картин на тему «Образ А.С.Пушкина в чувашском изобразительном искусстве»:
2) портрет Н.К.Сверчкова и репродукции наиболее известных его картин: «Хоровод», «Кража невест», «Чувашская свадьба», «Первый трактор в деревне», 3) Карта-схема путешествия А.С.Пушкина по местам Пугачевского бунта, 4) Произведения А.С.Пушкина, переведенные на чувашский язык: «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», 5) Произведения чувашских писателей о А.С.Пушкине. Учащимся могут быть предложены индивидуальные задания:
Ход урока Подготовка учащихся к восприятию картины. 1. Вступительное слово учителя. Кто из нас не любит путешествовать? Свежие, яркие впечатления, встречи с интересными людьми дают импульс к новым свершениям, рождают в душе чувство обновления. Ни с чем не сравнимое ощущение открытия для себя нового, ранее неведомого мира возникло однажды и в душе А.С.Пушкина. Что это за мир? Какое открытие делал для себя поэт? Попытаемся ответить на эти вопросы в ходе сегодняшнего урока. Подсказать ответ на них поможет нам картина известного чувашского художника Н.К.Сверчкова «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню». 2. Рассказ о художнике Н.К.Сверчкове. Рисунок 1. Сверчков Никита Кузьмич Никита Кузьмич Сверчков – народный художник Чувашской Республики. За большие заслуги в развитии изобразительного искусства он был награжден орденами «Знак Почета» и Красной Звезды, его имя занесено в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Художник писал: «Я горжусь тем, что я - чувашский художник, живописец – историк родного края. Я люблю прошлое моего народа, его древность во мне – как живая действительность, отрадная сердцу. Мне хотелось, чтобы благодаря моему творчеству богатейшая культура, выработанная моими предками в веках, стала достоянием всего мира». И действительно, в работах Н.К.Сверчкова мы видим огромную любовь к чувашской земле и его народу. Вглядимся в созданные художником произведения: «Хоровод», «Кража невесты», «Чувашская свадьба», «Первый трактор в чувашской деревне». Каждый из нас, думаю, почувствовал теплоту, свет, исходящие с полотен. Такое ощущение возникает потому, что художник не понаслышке знал быт деревни. Ведь и сам он родом из села: художник родился в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики и с детства познал все тяготы деревенской жизни. Он внимательно вглядывался в необычайно интересную, ни на что не похожую повседневную будничную жизнь чувашского народа и в картинах старался передать ее зрителю. 3. Работа с картинами Рисунок 2. Приезд Пушкина в чувашскую деревню Картина Сверчкова «Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню» вызвана подлинным историческим событием. А.С. Пушкин был дружен с известным нашим земляком, ученым-востоковедом Н.Я.Бичуриным. Под влиянием Н.Я.Бичурина поэт заинтересовался странами Востока. Пушкин знал, что его друг-монах выходец из «инородцев» Поволжья, и поэтому не мог не заехать в родные места Бичурина, когда ездил собирать материалы о пугачевщине. Маршрут поэта был таков: Москва – Нижний Новгород – Васильсурск – Чебоксары – Эсмель (Октябрьское) – Свияжск – Казань. До наших дней сохранилась легенда о беседе Пушкина с одним стариком в селе Эсмель, а также документы о пребывании Пушкина в Эсмеле: многочисленные записи поэта о чувашах (это и письма, и заметки, упоминания чуваш и чувашских топонимов в произведениях). В статье «Мое замечание о русском театре» есть строки о чувашке Ольге, оставшейся в памяти поэта. Именно они подтолкнули художников на создание картин, рассказывающих о путешествии А.С.Пушкина по чувашскому краю:
Вопросы для беседы по картинам:
4. Рассматривание картины Н. Сверчкова «Приезд Пушкина в чувашскую деревню». Вопросы:
5. Как построена картина? Обратимся к композиции произведения. - Что находится в центре внимания художника? - Какие образы и предметы расположены на переднем плане? - Какие на заднем? - Кто главный герой картины? Центральные образы – образ поэта и чувашской девушки. Не менее важны и образы чувашей –
Работа с образами картины. Пушкин. - О чем нам рассказывают жесты и мимика поэта? Куда обращены взгляд А.С.Пушкина? - Чем выделяется фигура Пушкина на фоне чувашского пейзажа и чувашской деревни? - Сравните одежду светского человека I половины 19 века с одеждой чувашина и чувашки. Сравнительная таблица
- Что вы видите в руках Пушкина? - Что могло заинтересовать поэта? - Как детали быта чувашей были, по вашему мнению, наиболее интересны Пушкину? - Что узнал А.С.Пушкин, остановившись в чувашской деревне? Чуваши - Чем заняты были жители деревни к моменту приезда А.С.Пушкина? - Как встретили они поэта? - Что могло удивить их в облике и манерах А.С.Пушкина? - Знали ли чуваши о том, кто перед ними? - Какую роль в картине играют образы чувашей, изображенных на горизонте (образы ямщика и переводчика)? Авторский замысел - Что хотел выразить своей картиной художник Н.К.Сверчков? - Как художник относится к изображенным им людям? - Какими приемами воспользовался художник для того, чтобы донести до зрителя свою мысль? Средствами выражения авторского замысла являются
- Какое чувство рождается у зрителя, рассматривающего картину? - Удалось ли художнику выразить душу чувашского народа? - Какими изобразил художник деревья? (Крепкие, могучие, ветвистые) - Что они символизируют? (Силу, мощь чувашского народа) - Почувствовали ли вы теплоту золотой осени при взгляде на картину? - Какими звуками насыщена картина? В процессе беседы составляется сложный план описания картины:
Домашнее задание. Написать сочинение по картине. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |