Преподавание русского языка Посвящение в подданные принцессы ПричастиеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.09 Просмотров: 837 Колосова Наталья Вадимовна, учитель МХК Презентации к урокуЗагрузить презентацию (7,36 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока (обучающие):
Цели урока (развивающие):
Цели урока (воспитательные):
Оборудование урока: компьютеры (3-4 в зависимости от количества формируемых групп и технической оснащенности), мультимедийный проектор, раздаточный материал: карточки с заданиями по вариантам и уровням сложности (Приложение 1, Приложение 2), схема алгоритма рассуждений при выполнении практического задания (Приложение 3), опорные схемы по признакам глагола и прилагательного у причастия (Приложение 4, Приложение 6), карты контроля и оценки результатов работы на уроке (Приложение 5). Ход и структура урока.I. Организационный момент.Сообщение темы урока, целей и учебных задач, а также формы проведения занятия. Учитель: Причастие – особая форма глагола, и наше первое знакомство с ней произойдет по-особенному. Мы станем участниками лингвистического фэнтези под названием: «Здравствуйте, я Причастие!» или «Посвящение в подданные принцессы Причастие». А вы знаете, что такое фэнтези? Ученики: многие, знакомые с этим популярным жанром фантастической литературы, кинематографа, живописи и компьютерных игр, вспомнят в качестве примеров книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец» и их экранизацию П. Джексона, а также романы о Гарри Поттере Д.К. Роулинг и экранизации романов режиссера К. Коламбуса. Можно использовать краткое сообщение подготовленного ученика о жанре фэнтези. Учитель: Добро пожаловать в мир лингвистического фэнтези! Демонстрируется Слайд №4. Анимационная заставка к учебному интерактивному слайд-фильму, который является структурообразующей основой всего урока. Название слайд-фильма и его жанр. Мы будем сегодня и на протяжении ряда уроков стараться стать полноправными подданными принцессы Причастие, а для этого необходимо познакомиться с условиями и порядком вступления в это звание. Демонстрируется Слайд№5. Учитель либо ученики зачитывают условия и порядок вступления в подданные принцессы Причастие:
Демонстрируется Слайд №6. Учитель: В свою очередь Причастие дает присягу своим подданным. Учитель или ученики зачитывают текст присяги принцессы Причастие. « Я, принцесса Причастие, «часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного» ,«служащая к сокращению человеческого слова и заключающая в себе имени и глагола силу», обязуюсь придать речи своих подданных смысловую емкость, одновременно выражая и значение действия, и значение признака предмета, а также лаконизм и красоту их высказываниям». Принцесса Причастие. II. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний, умений и навыков по пройденному материалу.Акцентирование внимания на отдельных морфологических признаках глагола и прилагательного. Демонстрируется Слайд №7. Учитель: читает бегущую строку в кадре с изображением Глагола-воина в стиле фэнтези. Ученики хором (по знаку) произносят нужные части текста. - Жил-был в стране Морфоландии вечно молодой и воинственный царевич Глагол. Ценил он в своих подданных умение действовать, поэтому всегда их спрашивал: что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Демонстрация Слайда №8. Акцентируется внимание на категориях времени и возвратности у глагола. Учитель или ученики читают бегущую строку слайда: - Умел он путешествовать во времени: то жил в настоящем, то оказывался в прошлом, то заглядывал в будущее, но всегда возвращался с помощью волшебного кристалла – суффикса – СЯ. Демонстрация Слайдов №9-10. Акцентируется внимание на грамматическую категорию вида у глагола. Учитель: Царевич Глагол постоянно сражался с коварными ошибками из враждебной Ошибандии и часто оставлял их в совершенно разбитом виде. Кстати, на какие вопросы отвечает глагол совершенного вида? Ученики: Что сделать? Что сделал? Учитель: Но иногда ему не удавалось победить злобные ошибки, и разгром Ошибандии оставался незавершенным. Кстати, на какие вопросы отвечает глагол несовершенного вида? Ученики: Что делать? Что делал? Демонстрация Слайдов №11-12. Учитель: Все подданные любили царевича Глагола и давали ему отличную морфологическую характеристику. Далее учащимся предлагается задание по морфологической характеристике 2-х глаголов : Воин сражается, герой победит. Ученики: двое у доски, остальные на месте занимаются разбором глаголов, затем проверяют правильность решения по слайду «Проверь себя». Демонстрация Слайдов № 13-14-15. Содержание слайдов акцентирует внимание на грамматических признаках прилагательного. Учитель или другая группа учеников, читающих бегущую строку слайдов (страничек электронного учебника): - Полюбил царевич Глагол царевну Прилагательное. Она отличала своих подданных по признакам и оценивала по качествам. Поэтому прежде всего задавала вопросы… Какие? Ученики (хором): Чей-чья-чьи? Какой-какая-какие? Учитель: Подданные любили ее за умение всегда меняться по всем падежам, числам и родам и давали ей отличную морфологическую характеристику. А вы умеете давать морфологическую характеристику прилагательному? Ученики: на доске и в тетрадях делают морфологический разбор 2-х прилагательных: нарядным платьем, хрустальной туфелькой; далее проверяется правильность разбора по слайду «Проверь себя». Демонстрируется Слайд№16. Учитель: Поженились Глагол и Прилагательное и стали вместе править Морфоландией. Только были у них расхождения в некоторых вопросах. Какие? Ученики (опираются на содержание слайда): Прилагательное интересовалась: Какой? Какая? А Глагол спрашивал: Что делал? Что сделал? III. Объяснение нового материала.Ученики разбиваются на группы и получают задание: отбирать в ходе дальнейшего чтения необходимую информацию. 1 группа: признаки прилагательного у причастия; 2 группа: признаки глагола у причастия; 3 – отличия причастия от этих частей речи. (Пометки можно делать в тетради, взяв за образец имеющиеся схемы в раздаточном материале). Демонстрация Слайда №17. Учитель: Родилась у царевича Глагола и царевны Прилагательное принцесса Причастие, которая их помирила, потому что была похожа и на Глагол и на Прилагательное:
Ученики читают вопросы: Какой? Какая? Что делающий? Что делающая? Тот, который что-то делает. Тот, с которым что-то делают. Демонстрация Слайда№18. Учитель: Однако Причастие имела свою неповторимую индивидуальность: она называла признак непостоянный, развивающийся во времени. Ученики хором или по отдельности читают текстовой материал слайда, обращая внимание на суффиксы причастия: Девочка (какая? Что делающая?) от читать – читающая; фея (какая? Что сделавшая?) от прилететь – прилетевшая; и т. д. Демонстрация Слайдов № 19-20-21. Они содержат информацию об общих и отличительных признаках причастия и прилагательного. Учитель: У царевны Прилагательное Причастие научилась не только задавать вопросы и быть в предложении определением. Она была похожа на нее «внешним видом, образом» и способностью изменяться по всем падежам, числам и родам. Ученики: склоняют слово «сидящий» по падежам с поддержкой анимационного текста слайда. Учитель: По рекомендации царевны Прилагательное Причастие никогда не расставалась со своим наставником – Магом Именем Существительным и во всем его слушалась: вопросы задавала только от него и всегда согласовывала с ним свои число, род и падеж. Ученики: работают с анимационным текстом слайда, наблюдая за характером согласования причастия с существительным. Река (какая?) от течь - текущая; розы (какие?) от облететь – облетевшие; и т. д. Учитель: Но в отличие от Прилагательного Причастие обозначало не постоянные признаки, а развивающиеся во времени, создаваемые действием. Ученики: работают с текстом слайда, наблюдая и сравнивая признаки, обозначаемые прилагательным и причастием. Прилагательное: единороги (какие?)- гордые, белые, свободные. Причастие: единороги (какие?) – купающиеся, пасущиеся, гулявшие и т. д. Учитель: Попробуем обобщить полученную информацию об общих признаках прилагательного и причастия. Ученики (1 группа): называют общие и отличительные признаки, обобщая информацию и переводя ее в другую знаковую систему (из текста в схему). Демонстрация Слайда№22. Учитель: Проверим ваши выводы и еще раз назовем по данной схеме общие и отличительные признаки прилагательного и причастия. Приложение№6. Демонстрация Слайдов№23-24-25-26. Материал данных слайдов позволяет сопоставить морфологические признаки глагола и прилагательного. Учитель: Но характер у принцессы Причастие был «глагольный». Она стала настоящим воином и часто врагов из Ошибандии разбивала совершенно, однако окончательный их разгром ей совершить не удавалось. Ученики: работают с текстом слайда, наблюдая за проявлением категории вида у причастия. Принцесса (что делающая?) – побеждающая (несов. вид); Принцесса (что сделавшая?) – победившая (сов. вид). Учитель: Как глагол, Причастие умела путешествовать во времени и могла жить не только в настоящем, но и в прошедшем времени. Только в будущее ей заглянуть не удавалось. Ученики: работают с анимационным текстом слайда. Корабли (какие?) от улетать –улетающие (наст. время). Корабли (какие?) от улететь – улетевшие (прош. время). Учитель: Чтобы Причастие могла возвращаться из прошлого, Глагол позволял ей пользоваться «возвратным» волшебным кристаллом – суффиксом СЯ. Ученики: читают и анализируют содержание слайда. Принцесса (какая?) от вернуться – вернувшаяся ( прш. время). Учитель: Как Глагол, Причастие могла управлять подданными и иметь при себе верных друзей в лице Существительных и Наречий. Учащиеся: Проговаривают анимационный текст слайда, наблюдая за характером подчинительной связи между причастием, существительным и наречием. Прич. +Сущ. Оседлавшая (кого?) ящера; Прощающаяся (с кем?) с рыцарем; Прич.+ Нар. Прощающаяся (как?) сердечно. Учитель: Каковы общие морфологические признаки глагола и причастия? Учащиеся 2 группы сообщают результаты своих наблюдений над общими признаками причастия и глагола. Учитель: А что отличает причастие от глагола и прилагательного? Ученики 3 группы сообщают результаты своих наблюдений. Демонстрация Слайдов №27-28. Слайды представляют собой интерактивные схемы общих признаков причастия, глагола и прилагательного. Учитель: Проверим правильность ваших наблюдений и выводов и еще раз назовем общие с глаголом и прилагательным морфологические признаки причастия. Ученики: работают с данными схемами по слайдам и по их распечаткам в раздаточном материале, зарисовывая и записывая их содержание в тетрадь. Приложение№ 4. Учитель обращает внимание на то, что глагольные признаки у причастия находятся в основе и передаются через заключенные в ней морфемы (суффиксы), а признаки прилагательного сконцентрированы в окончании. Приложение№4. Демонстрация Слайда №29. Учитель: Вы уже, наверное, обратили внимание на особенные суффиксы причастий, по которым их всегда можно узнать. Попробуйте назвать их по памяти. Ученики: пытаются их вспомнить и назвать. Демонстрируется Слайд №29. (анимационная его часть). Учитель: Причастие всегда носила драгоценное ожерелье из редких суффиксов. По ним подданные ее всегда узнавали. Нам также необходимо запомнить их, чтобы узнавать причастие в тексте. Ученики: называют с помощью слайда суффиксы причастия и записывают их в тетрадь как главные опознавательные грамматические признаки причастия. Ащ-ящ,ущ-ющ, вш-ш, ом-ем-им, енн-нн, т. IV. Практическая часть.Задания на опознание языкового материала, выделение его в тексте по значению и грамматическим признакам. В качестве дополнительного задания на этом этапе изучения можно предложить задание по образованию причастий по словообразовательным моделям. Демонстрируется Слайд №30. Анимационная заставка. Испытания для подданных принцессы Причастие. Узнай. Выдели. Образуй. Учитель: Прежде чем вы будете выполнять задания, обратите внимание на алгоритм мыслительных операций и действий. Ученики: вместе с учителем проговаривают алгоритм рассуждений при определении причастий. Приложение№3. Далее учащиеся начинают работу с карточками по вариантам, где имеются задания 2-х видов – выделить словосочетания с причастиями среди других словосочетаний и выделить словосочетания с причастиями из текста (сущ. + прич.). Приложения№1- Приложения№2. В причастиях обязательно выделяются суффиксы, существительное помечается. Демонстрируются Слайды №31-32-33 на компьютерах для каждого варианта. Ученики выполняют задания, записывая ответы в карты контроля и оценки результатов работы. Приложение№5. Карта предусматривает самооценку, оценку проверяющего консультанта или соседа и окончательную оценку учителя. В ходе выполнения задания ученики работают с компьютером, чтобы проверить правильность выбранного решения лингвистического задания, выставляют себе оценки в зависимости от количества ошибок, консультант ( сильный ученик, который сам все выполнил) также оценивает работу, оставляя свою подпись. Учитель на этом этапе урока выполняет роль консультанта-помощника, осуществляя одновременно контроль за уровнем усвоения материала, выборочно оценивая работы. (На следующем уроке оглашаются все оценки и все замечания по качеству выполнения задания. На окончательную оценку работы консультантов может повлиять качество их работы с одноклассниками). V. Итог урока.Сбор карточек с результатами выполнения заданий. Демонстрируется Слайд №36. Учитель: Мы прошли только первые испытания, чтобы стать подданными принцессы Причастие, но уже есть надежда, что мы ими станем. Отмечаются и оцениваются ученики, которые особенно успешно выполнили задание и работали на уроке. Принцесса Причастие благодарит всех за работу на уроке и ждет дальнейших встреч. VI. Задание на дом.Задание дается и записывается в дневник в начале урока, в конце же оно еще раз поясняется. Рекомендуется также доработать классные записи. Рассказ о причастии готовится в художественной и в научной форме по учебнику. Письменное задание –упражнение выполняется с учетом пояснений. Раздаточный материал (кроме заданий) – схемы, алгоритм рассуждений ученики забирают с собой. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |