Преподавание русского языка Урок развития речи. Изобразительно-выразительные средства языка (Эпитет)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.08 Просмотров: 1582 Ломакина Татьяна Станиславовна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование урока:
Ход урока I. Слово учителя. Н.В.Гоголь восхищался эмоциональной образной речью, которая не оставляет никого равнодушным – ни читателя, ни слушателя. «Метко сказанное русское слово живёт веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту». Анна Ахматова писала:
«Царственное слово» – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. «Царственное слово» является вдохновенному поэту в минуту его творческого взлёта и остаётся на века в сокровищнице художественных образов, запечатлённые памятью многих поколений. Сегодня на уроке нам предстоит пользоваться такими словами. II. Повторение ранее изученного материала. 1) - Когда пишем сочинение, мы обязательно используем в нём художественные тропы. -Что такое художественные тропы? Для чего они нужны в тексте? Если бы их не было, наша речь стала немного скудней. Образность достигается часто употреблением слов в переносном значении. 2) - Об одном из видов тропов, а именно эпитете, мы будем говорить на уроке, используя художественные тексты, в которых вы увидите описание состояния окружающей среды (снега). Звучит зимний фрагмент «Декабрь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского. - Какая картине предстала перед вами глазами, когда вы слушали эту мелодию? 3) - Вспомним, что же такое эпитет? Воспроизведение на экране: Эпитет – прилагательное, употреблённое в переносном смысле, которое характеризует какое-то явление или предмет. Эпитет – это такой троп, который использует переносное значение предмета, чтобы сделать ярче его характеристику. Чаще всего эпитет – прилагательное. Но бывают эпитеты и других частей речи. 4) - Известны различные классификации эпитетов. Мы рассмотрим две большие группы эпитетов: изобразительные, придающие содержанию картинность, образность, конкретность и выразительные эпитеты, выражающие экспрессивность, выразительность, окрашенность чувствами. Воспроизведение на экране:
III. Практическая работа. 1. Работа по вариантам. Первый вариант работает с прозаическими текстами. Второй вариант – с поэтическими текстами. Задание следующее:
Прозаические тексты … ночью сквозь сон, он иногда слышал: однообразно шумит с однообразным напором на дом, потом бурно налетает, сыплется стрекочущим снегом в ставни, потрясая их, - падает, отдаляясь, шумит усыпительно. Сплошной, непроницаемой стеной повалил снег. Высоко где-то в небе лёгкие сухие шестигранные снежинки, переходя в нижние более тёплые слои воздуха, соединялись между собою, сырели, тяжелели, и сюда их тяжести сама собой, без всяких без всякого подчинения скульптору или какому бы то ни было управлению лепила, всё на сучках и вершинах всяких деревьев самовольные и затейные формы. …двор, ещё вчера по-дегтярному чёрный и вязкий от грязи, в блюдцах серо-свинцовых лужиц, сейчас отливал синевой свежего, первого в эту зиму снега. Он по-хозяйски укутал землю ватными клочьями, повис на сучьях деревьев, выбелил крыши домов и надворных построек. И этот девственно чистый снег на дворе, и приснившиеся сегодня яблони в белом цвету – это для Варвары смелось во что-то волнующе светлое, радостное и праздничное. . Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Поэтические тексты
Прослушаем музыкальный фрагмент «Зимние фантазии» из альбома «Времена года» А.К.Глазунова. - Какие чувства вызывает музыка, какие картины рисует воображение при её прослушивании? 2. Творческая работа. Класс работает по трём группам. 1)
Воспроизведение на экране предлагаемых репродукций. Работа с репродукциями картин: А.А.Пластова «Первый снег», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»,А.И.Куинджи «Солнечные пятна на снегу»
План описания картины.
2).
Розовато-сиренево-бордовые тона 3). - К каждой выбранной картине подберите то стихотворение, которое ей больше всего соответствует: Элида Дубровина
Афанасий Афанасьевич Фет
Людмила Татьяничева
Задание: - Читаем выразительно выбранное стихотворение. Называем эпитеты к слову «снег». Объясняем значение этих эпитетов. 3. Работа с текстом Марты Гумелевской. Выполните следующую работу к тексту:
Почему снег белый? Замечательно за городом, в лесу! Особенно после обильного снегопада. Да ещё в ясный морозный денёк.! Идёшь по тропинке, а ещё лучше – на лыжах среди деревьев. В лесу тихо. Только слышно, как скрипит снег под ногами – это ломаются хрупкие кристаллики - снежинки, да черный дятел в красной шапочке долбит ствол своим крепким клювом, добывает себе еду на обед. А вокруг лежит чистый снег, и ослепительная белизна его даже глаза режет. Помню, как-то пришлось ехать на санях по зимней дороге. Вокруг расстилались белые поля, вдоль дороги стояли запорошенные снегом кустарники и деревья. Белым-бело…Казалось, на свете нет другого цвета, кроме белого. И эту белизну я особенно почувствовала, когда вдруг впереди, справа от дороги, мелькнуло нечто яркое – красное. Словно на снег бросили громадный драгоценный камень – рубин; мне даже казалось, что это красное пятно сверкает! А то просто нарядная птица наших зимних лесов – снегирь. Он прыгал, скакал, перепархивал с ветки на ветку; с веток, сверкая на солнце, осыпалась снежная пыль, и снегирь со своей красной грудкой тоже блестел, а снег вокруг был белый-белый, чистый, пушистый. Снежная белизна…Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту какого-либо предмета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье… В чём же секрет белоснежного снега? Когда снежинка, каждая красивая звёздочка в отдельности свободно пропускала бы через себя весь солнечный, как лёд. И тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой; все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. А ведь луч солнца, солнечный зайчик, - белый. И снег потому мы видим белым. Но утром, в часы восхода, лучи солнца кажутся нам золотисто-розовыми и освещенный ими снег тоже становится золотисто-розовым. Он может быть и зелёным, и красным, если его освещают праздничные новогодние огоньки на ёлках, устроенных под открытым небом, в парке. Любой цвет, падающий на снег, целиком отражается беспорядочно лежащими снежинками. Но на снег обычно падает солнечный луч. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнечный луч. Ответьте на вопрос: Почему снег бывает не только белым? Звучит песня в исполнении ансамбля «Самоцветы». IV. Итог урока. - Мы обратились к изображению состояния природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас. И каждый раз убеждались в том, что нам помогают изобразительно-выразительные средства языка(эпитеты) - Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет? V. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Снег и моё настроение», используя материал нашего урока развития речи. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |