Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Морфологический разбор имени существительного"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 6-м классе по теме "Морфологический разбор имени существительного"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.11.07
Просмотров: 5930

Сафронова Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи.

Задачи:

Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль), обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Наглядно-дидактические материалы: презентация “Морфологический разбор имени существительного”, карточки-задания дифференцированного характера, ЦОР, раздаточный наглядно-дидактический материал по теме урока, листы самоконтроля.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся. (Приложение 1)

а) создание положительно-эмоционального настроя.

- Здравствуйте, ребята!

Повернитесь к соседу справа, улыбнитесь.

Повернитесь к соседу слева, улыбнитесь.

А теперь с хорошим настроением начнём наш урок.

У всех хорошее настроение?

Нет? А вот я вам его подниму. Вам пришло письмо. От кого, вы узнаете, когда отгадаете загадку (Слайд 2):

Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Елку в бусы наряжает
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник -
Ущипнет за самый нос.
Скоро к нам придет на праздник... Кто же это?

Отгадка: Дед Мороз (Слайд 3).

б) введение в тему урока. (Слайд 4).

- Совершенно верно. Письмо от Дедушки Мороза. Что же он нам пишет?

Дорогие ребята!

Вот и наступила зима. Приближается замечательный праздник, который ждет вся детвора. Надеюсь, вы с хорошим настроением встретите Новый год. Вас ждут игрушки, хлопушки, катание на санках и коньках, прогулки по зимнему лесу и, конечно же, новогодние подарки. Успехов вам в новом году. И надеюсь, вы меня порадуете своими хорошими оценками.

- Ну что, ребята, порадовало вас письмо?

А что именно из письма Деда Мороза вам подняло настроение, какие слова?

(Ответы учеников: праздник, Новый год, игрушки, хлопушки, санки, прогулки, подарки и т.д.)

- А какой частью речи являются все эти слова?

(Ответы учеников: имена существительные)

- А почему вы решили, что это имена существительные?

(Ответы учеников строятся в виде доказательства, при этом вспоминается определение, что такое имя существительное)

- Молодцы, ребята! Совершенно верно.

3. Подготовка к активной деятельности на уроке. (Слайд 5).

Но мы сегодня с вами не только обобщим и повторим все, что знаем об имени существительном, но и познакомимся с морфологическим разбором этой части речи.

(Запись в тетрадь числа и темы урока)

Повторение синтаксиса, пунктуации, орфографии, лексики.

3.1. Веселый праздник Новый Год любят все народы. Готовятся к нему по-разному. Каждый народ имеет свои обычаи, свои неповторимые традиции, которые переходят от поколения к поколению, и мы должны поддерживать эти традиции, сохранять их для своих потомков.

Так, в Японии дети рисуют корабли и прячут рисунки под подушку. Они верят, что сказочный кораблик поможет осуществить мечту.

В Италии избавляются в новогоднюю ночь от ненужных вещей: дырявые кастрюли и даже кровати.

Но у всех народов есть одна общая традиция.

Ребята, как вы думаете какая?

(Ответ: приносить в дом елку, наряжать елку). (Слайд 6).

- Эта традиция сохранилась у нас еще со времен Петра I, т.к. именно Указом Петра I с 1 января 1700 года в России дома Москвы впервые стали украшать зелеными ветками елок.

С тех пор елка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь.

3.2. Синтаксическая роль им. существительного в предложении. (Слайд 7). Синтаксическая пятиминутка. Синтаксический разбор предложения:

Ёлка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь4.

(Синтаксический разбор выполняет ученик на интерактивной доске, класс в тетрадях, делается вывод о синтаксической роли имени существительного в предложении)

3.3. Повторение орфограмм, связанных с морфологическими признаками им. существительного (род, склонение, падеж). Подготовка к ГИА и ЕГЭ. (Слайд 8).

- А вот как зеленую красавицу описала поэтесса Е.Трутнева в своем стихотворении:

Вырастала елка
В лесу на горе.
У нее иголки
Зимой в серебре.
У нее на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.

- Но не только в поэзии мы можем найти образ лесной красавицы, но и в живописи, вот как изобразил И.Шишкин ёлку на своей картине “На севере диком”.

Работа с текстом (класс), в это же время 1 ученик (эксперт) работает с интернет ресурсами на сайте http://www.gramota.ru/slovari в поисках лексического значения и грамматических признаков слова “ёлка”.

а) Игра “Соколиный глаз”. ( Кто больше найдет слов с известными орфограммами и пунктограммами):

  • (рфограммы: вырастала (рос/раст); безуд. гласная в корне слова: в лесу (лес), на горе (горы), ледышки (лёд); проверяем. согл. в корне слова ледышки (ледышечка); на шишках (жи, ши); пальтишко (слов.слово. Ь для смягчения) и т.д;
  • пунктограммы: знаки завершения в конце простого предложения, знаки препинания в сложном предложении (чертим схемы).

б) Лексическая разминка.

I вариант: Найдите в тексте многозначное слово, и докажите свою точку зрения. (Игла)

II вариант: Найдите слово или словосочетание, употребленное в переносном значении, докажите свою точку зрения. (иголки в серебре, снежное пальтишко лежит на плечах)

в) - А как вы считаете слово “ёлка” является однозначным или многозначным? Послушаем эксперта (ученик, работающий с интернет ресурсами делает своё сообщение о результатах своих исследований)

4. Обобщение и систематизация понятий по теме “Имя существительное”.

- Ребята, все мы узнали о слове “ёлка”, и на самом деле, какой же Новый год без елки. Вот и наша елочка. (Слайд 9).

- Но вот беда, на ней нет игрушек. И сейчас нам надо с вами изготовить украшения для нашей лесной красавицы: шары, гирлянды, фонарики. Но это будут не простые украшения, а волшебные. Делая игрушки, мы вспомним морфологические признаки имени существительного и познакомимся с порядком морфологического разбора. Работа по изготовлению будет спориться лучше, если вы образуете группы.

а) Повторение и систематизация ЗУН.

Слайд 9. Работа в группах:

Каждая группа (5 групп) выбирает категорию, самостоятельно выполняет задания, на повторение морфологических признаков имен существительных.

(Используется раздаточный наглядно-дидактический материал)

Категории:

Третий лишний. Определение морфологического признака “Собственное или нарицательное”

Ребусы. Определение морфологического признака “Одушевленное или неодушевленное имя существительное”

Знаешь ли ты приметы зимы? Определение морфологического признака “Род имени существительного”.

Загадки. Определение морфологического признака “Склонение”

Кроссворд. (Определение числа им. существительного)

4.1. Слайд 10.Третий лишний. Определение морфологического признака “Собственное или нарицательное”:

новый год

Новый Год + (собственное имя существительное, т.к название праздника)

каникулы

- О каком признаке им. существительном мы вспомнили?

4.2. Слайд 11, 12. Ребусы. Определение морфологического признака “Одушевленное или неодушевленное имя существительное”

- По какому признаку можно объединить и в то же время разделить эти слова?

Ответ:

одушевленные: рыбка, волк, скворец;

неодушевленные: рукав, тыква, смородина.

4.3. Слайд 13-14. Знаешь ли ты приметы зимы? Определение морфологического признака “Род имени существительного”.

Соберите пословицы, определите род им. существительных в них.

1. Зима снежная

2. Птица хохлится

3. Снегирь под окном чирикает

4. Если зимою тепло

5. Зимой собаки валяются

К непогоде.

Летом холодно.

Лето дождливое.

Быть метели.

К оттепели.

Ответ: 1-3; 2-1; 3 -5; 4-2; 5- 4 - им. существительных какого рода мы не встретили? Приведите примеры.

(Ответ: общего рода)

4.4. Слайд 15. Загадки. Определение морфологического признака “Склонение”.

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька) 1 скл.

Вот ещё одна загадка
девочкам и мальчикам:
Кто рождается в кармане
С маленьким карманчиком? (Кенгуру) несклон. имя сущ.

Какая игрушка
Стреляет, как пушка? (Хлопушка) 1 скл.

Колёсик простой
Стал лентой витой. (Серпантин) 2 скл.

Сами крошки, боятся кошки,
Под полом живут, туда все несут. (Мыши) 3 скл.

В январе,
На праздник важный,
Дождь идёт
Цветной, бумажный. (Конфетти) несклон. им. сущ.

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (Время) разносклоняемое имя сущ.

Составьте таблицу “Склонение имен существительных”, заполнив ее примерами. (Обращаю внимание на правописание слов)

1 скл. 2 скл. 3 скл. Несклоняемые Разносклоняемые
Сосулька

Хлопушка

Серпантин Мыши Кенгуру Конфетти Время

Ответы:

- Итак, какие признаки имени существительного мы с вами вспомнили?

(Ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение)

- А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные?

(Ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению)

4.5. Слайд 16. Кроссворд. Изменение им. существительных по числам.

По горизонтали:

1. Что продается в аптеке и помогает выздоравливать, когда мы болеем?
2. С горы - коняшка, в гору - деревяшка. Что это?
3. Что зимой короче: день или ночь?
4. Какая птица прилетает к нам в гости специально на зиму?
Отгадав кроссворд, в синих клеточках вы узнаете ответ на загадку:

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.

(Ответы: лекарство (ед.ч.), санки (только во мн. числе), день (ед.ч.), снегирь ( ед.ч.), СНЕГ (ед.ч.).

б) Физкультминутка.

в) Обобщение ЗУН:

1) Работа с учебником.

- А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника §42.

2) Решение проблемного вопроса.

- Все ли морфологические признаки имени существительного мы с вами повторили, чтобы можно было выполнить морфологический разбор?

(Ответы учеников: нет, не вспоминали о падежах им. существительных)

3) Закрепление изученного материала.

а) Выполнение морфологического разбора имени существительного

- Вспомнив все признаки имени существительного, предлагаю выполнить морфологический разбор слова “зиму3(Слайд 17)

(Слайд заполняется постепенно по мере того, как ученики вспоминают морфологические признаки имени существительног)

б) Одновременно заполняется лист самоконтроля:

“+” - умею определять

“- ” - не умею определять

“ + - ” -есть затруднения

Лист самоконтроля

Опред. имени сущ. как части речи Нач.я форма им.сущ.

Постоянные морфологические признаки

Непостоянные морфологические признаки

Синт. роль в предл.
собств.или нариц. одушевл. или неодуш. род склонение Падеж Число

4) Проверочная работа с последующей взаимопроверкой. (Слайд 18).

а) Предлагаю ребятам выполнить письменно (по вариантам и дифференцированно): морфологический разбор имен существительных

I вариант “прилетел с неба3”,

II вариант “убежал в землю3

В чем заключается дифференциация:

на “3” с помощью памятки “Порядок морфологического разбора им. существительного”;

на “4” самостоятельно (по памяти);

на “5” карточка – ответ (выполнен разбор, но с ошибками, надо найти ошибки).

б) Взаимопроверка.

Опрос: - кто выполнил без ошибок (молодцы),

- у кого 1-2 ошибки (еще надо самостоятельно поработать)

- у кого больше 3 ошибок (необходима помощь учителя или одноклассника, справившегося с заданием).

5. Подведение итогов урока. Подведение итогов урока.

а) Завершение работы.

Елка, елка, елочка -
Зеленая иголочка!
Зажгись огнями разными -
Зелеными и красными!
Пришла на праздник елочка,
Нарядная стоит,
А на макушке звездочка
Сверкает и блестит.
Любит елочку народ
Наряжать под Новый год.
В каждом доме елка есть,
Но такая только здесь!

- А какая у нас елочка? (Слайд 19)

(Ответ: необыкновенная, украшения на ней волшебные: морфологические признаки имени существительног.)

- А какое у вас настроение?

(Ответ: радостное, праздничное)

б) Рефлексия (Слайд 20)

- Я узнал…

- Было интересно…

- Особенно понравилось…

- Оказалось неожиданным…

- Вызвало затруднение…

- Было сложно…

в) Выставление оценок.

г) Домашнее задание. (Слайд 21)

§42 запомнить порядок морфологического разбора имени существительного, составить памятку.

“3” Записать четверостишье о зиме, выполнить морфологический разбор 2-х имен существительных;

“4” Записать 2 загадки о зиме, выполнить морфологический разбор 2-х имен существительных.

“5” Составить 2 ребуса или кроссворд на тему “Зима”. Со словом – отгадкой выполнить морфологический разбор.

6. Завершение урока. (Слайд 22)

- Ребята, мне кажется, что вы оправдали надежды Деда Мороза. Порадовали вы его сегодня. Все молодцы! Спасибо за урок!


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21