Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Комплексный анализ слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1351 Сергеева Инна Александровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Методы: наглядности, познавательной игры, практический, частично – поисковый,. Формы работы: работа в парах, самопроверка, взаимопроверка, практическая работа, интегрированные и дифференцированные задания. Тип урока: урок-рефлексия с элементами интеграции. Комплексный анализ позволяет рассмотреть слово с разных позиций: фонетики, орфографии, морфемики, орфоэпии, словообразования, лексики. Дидактический материал урока опирается на произведения Л.Андреева, А.Платонова, Е.Носова, Ю.Казакова, пословицы, фразеологизмы, которые определяют совокупность норм, ценностей человеческого бытия, создают на уроках развивающую речевую среду и несут в себе огромный духовно – нравственный потенциал. Ход урока
Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце. (Ф.Шиллер). Задание. Объясните смысл этих высказываний.
сердце [с,эрцэ] – 6 б., 5 зв.
- По вашему мнению, это слово является однозначным или многозначным? Работа с толковым словарём. Заполнение таблицы “Связи по значению слова СЕРДЦЕ” (см. дальше). Вывод делают учащиеся.
Цель: на примере произведений: Л.Андреева “Кусака”, А.Платонова “Юшка”, Е.Носова “Кукла”, Ю.Казакова “Тихое утро” проверить умение учащихся определять значение данного слова в контексте. - Что объединяет творчество этих писателей? (Их волновали проблемы нравственного воспитания, отношения людей друг к другу, к животным, к окружающей природе.)
Задание: объяснить выражения “сердце слепое”, “друг сердечный”, “любящее сердце”.
Сердце (общеслав.) – от сьрдь – “сердце”, имеющего соответствия в других индоевр. яз. (лит. sipdis, арм. sirf, лат. cor и т.д.). корень тот же, что и в “середина”. Вывод. Совпадает ли первоначальное значение данного слова с современным?
(Зэапись в таблицу “Связи по значению слова СЕРДЦЕ”) Задание. подобрать синонимы и антонимы к слову СЕРДЦЕ. Таблица.
Задание: сделать словообразовательный и морфемный разбор слов милосердие, сердечность, предсердие. (Работа в парах. Взаимопроверка.)
(Пословицы со словом СЕРДЦЕ записаны на двух карточках) Работа в группах. Задание: объясните толкование любой пословицы.
Ключ: 1-и, 2-з, 3-е, 4-а, 5-г, 6-в, 7-д, 8-б, 9-ж.
(автор Л.А. Войнова и др.) Самостоятельная работа. Задание: выписать из словаря фразеологизмы со словом СЕРДЦЕ. Объяснить их смысл. Например:
Задание: запишите прилагательные, связанные с этим словом
- Чем различаются словосочетания “доброе сердце”, “ледяное сердце”, “чёрствое сердце”? Задание: назовите литературные произведения, герои которых имеют такое “сердце”. (“Снежная королева”, “Муму”, “золушка”, “Волшебник изумрудного города”). Вывод. В повседневной жизни мы встречаем множество различных людей. Среди них есть добрые отзывчивые люди, с прекрасным сердцем, а также люди с жестоким сердцем, бездушные, заботящиеся только о личном благополучии. Но добрых людей всё же больше.
Задание: подберите и запишите существительные – антонимы к слову СЕРДЦЕ. Объясните орфограммы (самостоятельно 1, 2 группы). Дополните таблицу. Учащиеся 3-й группы (слабые) получают карточку. Карточка.
Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |