Преподавание русского языка Урок-путешествие на крейсере "Кто самый быстрый, ловкий и смекалистый?" Тема: "Три склонения имен существительных"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.07 Просмотров: 1357 Сысоева Наталья Александровна, учитель русского языка Тип урока: закрепление и обобщение изученного. Вид урока: урок-путешествие. Технология урока: на игровой основе. Средства обучения: оформление доски, таблица, перфокарты, сигнальные карточки, карточки-задания. Учебно-методический комплекс: Русский язык 5 Кл./ Под ред. Н.М. Шанского (2001год) Цели урока:
Ход урокаI. Орг. момент.II. Актуализация опорных знаний.1. Языковая разминка. Записать предложение, обозначить все известные орфограммы, предложение разобрать по членам.
2. Словарно-орфографическая работа. Вставьте и объясните орфограммы, которые встретились в словах. К каждому словосочетанию подберите синонимы.
III. Сообщение учащимся темы и цели урока.Сегодня на уроке проверим ваши умения определять склонение, падежи имён существительных, написание е – и в окончаниях существительных. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в дальнее плавание на крейсере «Кто самый быстрый, ловкий и смекалистый?», побываем на берегах океана. А как нужно вести себя в плавании? Что необходимо с собой взять? (Ответы учащихся). (Демонстрируются репродукции морских пейзажей) IV. Систематизация знаний по теме “Три склонения имён существительных”. Путешествие на крейсере «Кто самый быстрый, ловкий и смекалистый?”СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Вот мы в плавании на берегу №1 «Возобновить ещё раз в памяти известное, заученное». Видите, какое яркое солнце, помогающее нам успешно преодолеть этот берег. 1. Предлагаю вам подойти к доске, выбрав предмет первой необходимости (спасательный круг, спасательный жилет и др.), прочитать на нем вопрос и ответить на него. Вопросы: – Как называется изменение существительных по падежам? – Вспомните, по какой форме имени существительного определяется склонение? Работа по таблице (класс) (см. приложение) Прокомментировать таблицу. Заполнить её своими примерами.
– Какие склонения выделяются в русской грамматике? – Как сложились и откуда были унаследованы современные типы склонения? – Сколько в русском языке падежей? 2. ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ – мини-стихотворения учащихся о падежах. Учитель: Ребята! Смотрите, к нашему берегу подплывают падежи! Давайте дадим им слово. (См. приложение) – Что образуют падежные окончания: однокоренные слова или формы одного и того же слова? – Почему важно определять склонение имён существительных? – В форме какого падежа выступают имена существительные, являясь подлежащим? Обращением? 3. РАБОТА по таблице (см. приложение) Обратите внимание на таблицу. Почему в неё включены только три падежа: родительный, дательный и предложный? Какое правило вы вспомнили? Подберите примеры существительных с предлогами в указанных падежах. Запишите эти слова, выделите окончания, обозначьте склонение и падеж. Сколько существительных вы записали?
Вывод: Работа с учебником на стр. 197 с учащимися и обобщающее слово учителя. 4. Ребята! Мы с вами успешно проделали первые шаги. А теперь мы подплываем к берегу №2 «Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать». УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте прочитаем слова и определим склонение имён существительных:
См. приложение.
5. Следующий берег №3 “Здоровый образ жизни”. Физминутка.
6. Перед нами берег №4 “Способный занять внимание, воображение, интересный”. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Посмотрите, ребята, какая красивая местность, вся в ракушках. Давайте, поищем самые привлекательные ракушки. Ой, видите, какую я редкую ракушку нашла! Интересно, что на ней написано? (Выполнение заданий, написанных на ракушках [см. приложение]). А) Работа с сигнальными карточками
Б) Определите род имен существительных КАРУСЕЛЬ, ТЮЛЬ и допишите слова:
В) Слова, каких склонений использовал поэт А. Твардовский? Какие падежи отсутствуют?
Г) Проверка индивидуального задания – «Разделительный твердый и мягкий знак» Учитель: К нам пожаловали Ъ и Ь знаки Д) “Подскажи словечко!” ЗАДАНИЕ: Определить склонение имен существительных и объяснить правописание Ь после шипящих в конце слова
Мягкий Знак:
Задание: объясните орфограмму в слове исправьте. Твердый знак:
Задание: Объясните орфограмму в слове съедобный Е) Объясните, почему слово ветка имеет здесь разное написание.
Ж) Диктант-молчанка. Задание: Составить словосочетание, определить род.
З) Работа над предложением. РЕБЯТА, помните наше увлекательное путешествие! ЗАДАНИЕ: Чем является слово “ребята”? В каком падеже оно стоит? Переделайте предложение так, чтобы слово “ребята” не являлось обращением. V. Подведение итогов урока.
ВОПРОС: Так, что же, ребята, мы с вами повторили и какие открытия сделали для себя, побывав в нашем кругосветном путешествии? (Ответы учащихся). ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (Оценка работы на уроке. Выставление отметок. Самооценка с помощью сигнальных карточек.) VI. Домашнее задание.
Задание у нас непростое, а творческое: Написать мини-сочинение о путешествии в необычную страну. Список литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |