Преподавание литературы "Черный человек" Сергея ЕсенинаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.04 Просмотров: 1390 Мойсеева Елена Иннокентьевна, учитель русского языка и литературы
На доске портрет Есенина и репродукция картины В.Стекольщикова «Добро и зло». 1. Пролог урока:- Обратите, пожалуйста, внимание на тему нашего урока. Она звучит просто. Но по единым орфографическим правилам в конце любого предложения ставится точка. Я не поставила ничего: ни точки, ни многоточия, ни какого-либо другого знака препинания. В конце урока мы окончательно решим, что нам делать: то ли поставить какой-то знак препинания, то ли какое-то слово или словосочетание. А теперь прочтите эпиграф, Как вы его понимаете? 2. Осмысление личности поэта в последний период его жизни:Звучит «Реквием» Моцарта – часть «Лакримоза» 1) Работа с письмами: - Сергей Есенин – замечательный русский поэт – умер 28 декабря 1925 года, а его поэма «Чёрный человек» вышла в свет в ноябре этого же года. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует загадочный чёрный человек. Василий Фёдорович Наседкин - современник Есенина, поэт, вспоминал: «Над «Чёрным человеком» Есенин работал два года. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. Я дважды заставал его пьяным, в цилиндре и с тростью перед большим зеркалом, с непередаваемой нечеловеческой усмешкой разговаривавшим со своим двойником-отражением или молча наблюдавшим за собою и как бы прислушивающимся к самому себе». Между датой появления поэмы и трагедией, случившейся в гостинице «Англетер», - чуть больше месяца. Когда же родился есенинский «чёрный человек»? Давайте обратимся к письмам. Ведь порой именно на бумаге легче и проще высказать всё то, что наболело, или то, что успел заметить, но неудобно говорить об этом в глаза. Выступление подготовленной ученицы – она готовила анализ писем самого Есенина и писем, адресованных ему. Её вывод: 2) Работа с воспоминаниями современников: - Как же так получилось, что златокудрого, голубоглазого, искреннего, светлого Сергея Есенина стал побеждать «Чёрный человек»? Как это объясняют современники? Далее уч-ся в парах работают над воспоминаниями, розданными им учителем.
Озвучивание парами версий, которые записываются на доске. 3. Анализ поэмы:- Чтобы разобраться, что значит эта поэма для Есенина, обратимся к самой поэме. Лирический герой говорит:
Так сколько героев в поэме? (трое) - Кто гость? (Чёрный человек) - А кто же друг? - То есть лирический герой находится между чёрным человеком и другом?
- Какими чертами обладает гость? (Отрицательными: прескверный гость) - А с чем связывается друг? (Со светлым началом, с надеждой) - Что представляет собой поэма? (диалог, может быть, даже спор с Чёрным человеком) - Диалог лирический герой ведёт только с Чёрным человеком? (Диалог с другом, только скрытый) - Какое создаётся впечатление при чтении 1 части? (У лирического героя бред) - Зачем 11 раз рефреном автор пускает словосочетание «Чёрный человек»? - Зачем пришёл Чёрный человек? - Какую книгу он читает? - Как реагирует на это чтение лирический герой? Разве Чёрный человек в этом диалоге всегда не прав, всегда лжёт? (Лирический герой уязвим, так как Чёрный человек говорит правду) - Почему лирический герой ни разу не назвал себя поэтом, а лишь «прохвостом и забулдыгой»? (Он не признаётся, что скандальный поэт именно он: он отрекается от правды, а значит и от себя). - А что ещё страшно в этом чтении для лирического героя? (Что прохвост и забулдыга имел много «прекраснейших мыслей и планов», неосуществлённых и неосуществимых в «стране самых отвратительных громил и шарлатанов»). - Это о какой же стране идёт речь? О России? Ведь Есенин говори: «Я люблю родину. Я очень люблю родину». Как это расценить, как предательство? - Когда портрет Чёрного человека начинает обретать конкретные черты, которых раньше не было? (После отречения героя от себя – во второй части). - Любимый цвет Есенина – синий. Каким страшным эпитетом он заменяет его в поэме? Когда именно? Что это значит? (Глаза покрываются голубой блевотой – Чёрный человек похож на Есенина). - Как в самом начале диалога Чёрный человек разговаривает с лирическим героем? А как говорит, приобретя реальные черты? Почему? (С издёвкой говорит) - Что ещё указывает на биографическую реальность поэта? Зачем это нужно? - Чего ждёт лирический герой? (Выздоровления) - Но может ли оно наступить? (Без покаяния нет) - Первая часть заканчивается словами: …так бесстыдно и нагло Обокравший кого-то. Что значит «обокравший кого-то»? Кого? (Обокрал себя как личность) - В начале второй части упомянут перекрёсток. Что вообще символизирует перекрёсток? - Что значит перекрёсток для лирического героя? (Он стоит перед выбором) - Кто может помочь лирическому герою сделать правильный выбор? (Друг) - А кто же этот друг? (Вторая часть души человека; ангел). - Почему же не появляется друг? (У лирического героя нет в нём внутренней потребности). - Так кается ли лирический герой? (Нет, он в ярости. А физическое, без покаяния, одоление своего тёмного начала невозможно). - Что же в итоге? (Чёрный человек окончательно завладел героем). - Что символизирует разбитое зеркало? - Что может значить многоточие в конце поэмы? - А в своей судьбе поэт поставил точку в конце декабря 1925 года в гостинице «Англетер». 4. Подведение итогов:- Так что такое Чёрный человек? - Как вы думаете, он есть у каждого человека? - Может, иногда полезно встречаться со своим Чёрным человеком? - Чёрный человек есть у каждого, главное – при встрече победить его. Послушайте стихотворение современного автора. Стихотворение взято из интернета.
- А теперь послушайте стихотворение ещё одного человека, который пожелал остаться неизвестным, но со стихотворением предыдущего автора он не знаком. БОРЬБА
- А теперь посмотрите на рисунок, созданный вашей одноклассницей Нади Побережной, которая таким представила Чёрного человека, правда, не своего, а лирического героя поэмы Есенина «Чёрный человек». - Максим Яковлев поэму Есенина представляет вашему вниманию в музыкальном оформлении: (Прослушивание автора, а затем презентация его произведения). Ученики после всего услышанного и увиденного делятся впечатлениями. - Так будем дорабатывать тему нашего урока? Как? Домашнее задание: написать эссе на тему «Мой чёрный человек» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |