Преподавание литературы В.Ю. Драгунский "Он живой и светится…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.02 Просмотров: 6633 Чегодаева Наталья Павловна, учитель начальных классов Презентации к урокуЗагрузить презентацию (1,17 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели:
Оборудование:
Ход урока 1. Орг. момент. 2. Вступительное слово учителя. - Мы продолжаем разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы будем работать с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского "Он живой и светится:", с которым вы познакомились дома. -А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше? ("Денискины рассказы") -Ребята расскажут вам о жизни и творчестве писателя (учащиеся, которые самостоятельно нашли информацию о писателе). 3. Рассказ о писателе. Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало. Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится:", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга "Денискины рассказы", которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого. Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти. 4. Беседа по прочитанному дома. 1. Назовите главных героев рассказа? 2. Кто из них вам больше понравился? Почему? 3. Почему рассказ так называется? 5. Постановка проблемы (презентация) -Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Главная из них - определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли дружеские отношения между мальчиками? И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, которые вы сами будете выделять, и найдем в нем то главное, о чем нам хотел поведать автор. 6. Словарная работа (презентация) - Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые? - Как вы выяснили их значение? (Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью токового словарика в конце учебника, либо с помощью цепочек родственных слов). Брынза - сыр из овечьего молока. Моментально - мгновенно, очень быстро. Доблесть - мужество, отвага, храбрость. Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами. Словарик чувств, словарик характеристик (презентация). 7. Повторное чтение с выделением логически законченных частей. - Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1 часть. (":и не заставлял ее сидеть на песке и скучать".) - Где бы вы закончили 2 часть? (":тогда увидишь!") -:3 часть? (":И я забыл про всех на белом свете"). -:4 часть? (до конца) -Дальше мы будем работать по группам, изучая каждую часть подробно с помощью вопросов, озаглавливая ее. Физминутка с музыкальным сопровождением песни "Верный друг". 8. Работа в группах. 1 группа - 1часть: Вопросы: 1. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит) 2. А какое чувство испытывали вы,, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие). 3. Что вы узнали о Дениске? (На доске учитель записывает черты характера героя: любящим сыном(скучал и переживал за маму), надежным сыном, готовым прийти маме на помощь(если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал). Чувствительный, впечатлительный, верный, любящий живую природу, бескорыстный, добрый, умеет ценить настоящую красоту. 4. Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы"). 2 группа - 2 часть. Вопросы: О чем рассказывается в этой части? (вышел Мишка и увидел у Дениски новую игрушку. Ему понравился самосвал, и он стал просить его себе. А Дениска ему не давал. Он ни на что не соглашался его променять - ни на марки, ни на плавательный круг.). А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы). Наверное, не случайно автор прерывает разговор двух ребят описанием душевного состояния мальчика. Найдите его. (На дворе стало еще темнее:). Каким был Мишка? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; эгоистичный - любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным: предлагал за новую игрушку поломанный круг. Мишка говорил, что он добрый, но он не был добрым, он был корыстным и хотел получить игрушку за светлячка. Если бы он был добрым и бескорыстным, то отдал бы светлячка просто так. Хотя светлячка он отдал не сразу, значит он ему самому был дорог и нравился. Его-то он предложил в последнюю очередь, значит, обмен был честным и бескорыстным.) Как озаглавите эту часть? ("Новая игрушка Дениски"). 3 группа - 3часть. Вопросы: Эта часть лучше всего рассказывает о Дениске, какой он, поэтому давайте внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя. Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала) Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала). Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (:а я остался со своим светлячком:) Сделайте вывод. (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение). Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется "Денискины рассказы", поэтому и пишет от имени Дениски; о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо).. Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке"). 4 группа - 4 часть. Вопросы: Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.) Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте. (Нет, мама не считала этот обмен равноценным) Найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы. Как вы можете его истолковать? (В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой, он светится!). Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.) Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму). 6. Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете"). 9. Запись составленного плана в тетрадь (презентация) 1) Ожидание мамы. 2) Новая игрушка. 3) Живая звездочка. 4) Лучше любого самосвала на свете. 10. Обобщение характеристик героев (презентация) - А теперь давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке. Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный. нежный. Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный. Сделайте вывод - ребята разные по характеру. -А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.) 11. Чтение диалогов. - Ребята, а теперь найдите в рассказе диалоги. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама). Учащиеся в группах делятся на пары и самостоятельно выбирают диалог. Учитель обращает внимание детей на то, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение. После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают диалоги без автора, а другие - инсценируют. 12. Заключительная беседа (презентация) - Ну что ж! Я очень довольна, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться. -Давайте порассуждаем, могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка. (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.) - Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной. - Мы с вами заканчиваем работу с рассказом Драгунского. Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому. Какие бы заглавия вы придумали? ("В ожидании мамы", "Живое чудо", "Волшебство", "Волшебная звездочка", "Светлячок", "Живая радость" и т. д.) - Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово "волшебство", но в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.) А светлячок - существо настоящее или придуманное автором? (Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся). 13. Итог урока. - Чему вас научил рассказ и какова его главная мысль ? (Дружба должна быть крепкой,верной, честной и бескорыстной). Домашнее задание. Перечитать диалоги. Подготовиться к пересказу текста по плану, составленному на уроке. Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |