Преподавание русского языка Элективный курс "Удивительное рядом" (практическая фразеология)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.01 Просмотров: 1923 Терина Татьяна Павловна, учитель информатики Цель данного курса: научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи, так как умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью. Задачи данного курса:
“Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск”. Поэтому знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Тема представлена в программе по русскому языку (6 класс), но в полном объёме не изучается. Данный курс обеспечен учебным пособием: Евлампиева Е. А. Русская фразеология. Практический курс. – Чебоксары: издательство “Клио”, 1995. Элективный курс “Удивительное рядом…” (практическая фразеология) состоит из двух частей: теоретической и практической. Сначала дан материал для занятий, раскрывающих характерные особенности фразеологического оборота, чтобы научить детей отличать его от свободного сочетания слов и находить его в речи. Большое внимание уделено составу и значению фразеологизмов, их синонимическим и антонимическим возможностям, стилистической окраске, сочетаемости с другими словами. Реализация программы зависит от мастерства учителя. Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя использования различных методов и приёмов: от лекционного изложения до исследования. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. Особое внимание следует уделить подбору заданий и упражнений, которые будут направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний. Данная работа должна вестись не как слепое следование образцам, а как осмысленное изучение особенностей фразеологизмов. Необходимо разнообразить формы организации занятий: практикумы, семинары, составление таблиц, работа со словарями, защита рефератов, редактирование текста, составление альманаха “Крылатые выражения”, игры, соревнования, урок-турнир. В процессе работы учащиеся ориентированы на самостоятельную подготовку к занятиям. Учащиеся должны самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, находить необходимый теоретический материал, доказывать свою точку зрения. Они должны понимать значение фразеологизмов, уметь их объяснять и употреблять в речи. Данный курс рассчитан на то, чтобы заинтересовать учащихся, показать им возможности языка, о которых они порой даже не задумываются. На протяжении всего курса учащиеся будут выполнять самостоятельные работы (писать рефераты, редактировать тексты). Лучшие работы войдут в альманах “Крылатые выражения”, который учащиеся составят в конце курса. Чтобы интерес к занятиям не ослабевал, необходимо сразу сообщить учащимся, что на последнем занятии пройдёт “Турнир знатоков”, который выявит уровень знаний каждого ученика. Содержание программы Раздел I. ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Предмет фразеологии. Отличие фразеологизма от свободного сочетания слов. Функции слов в составе фразеологизма. Синонимичность фразеологических оборотов отдельным словам. Раздел II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ В РЕЧИ (6 ч) Многообразие русской фразеологии. Группы фразеологических оборотов по значению: фразеологизмы, обозначающие лицо, предмет, отвлечённые понятия, признак предмета и лица, действие и состояние, образ действия, время и место, количество. Многозначные фразеологические обороты. Пометы в словарной статье. Синонимические ряды фразеологизмов. Синонимические отношения в речи свободных сочетаний с фразеологизмами. Фразеологизмы-антонимы. Стилистическая характеристика фразеологизмов. Особенности и сфера употребления нейтральных, книжных, разговорных и просторечных фразеологизмов. Богатство эмоционально-экспрессивной окраски разговорных фразеологизмов. Различная активность употребления в речи как одна из характеристик фразеологизмов русского языка. Фразеологизмы активного употребления. Устаревшие фразеологизмы. Лексическая и грамматическая сочетаемость фразеологических оборотов с другими словами в связной речи. Раздел III. ГРАММАТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ (5 ч) Грамматическое строение фразеологических оборотов. Фразеологизмы, равнозначные предложению. Фразеологизмы, равнозначные словосочетанию. Соотнесённость фразеологических оборотов с различными частями речи. Основные модели фразеологизмов, в состав которых входят имена существительные, имена прилагательные, глаголы и деепричастия. Основные особенности строения фразеологизмов, благодаря которым фразеологические обороты приобретают выразительность и эмоциональность: рифма, ритм. Раздел IV. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА (3 ч) Состав фразеологических оборотов по своему происхождению. Причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты. Исконно русские фразеологизмы. Источники исконно русских фразеологизмов: история, быт, профессиональная деятельность, фольклор, литература и др. Заимствованные фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Иноязычные фразеологизмы. Понятия “фразеологическая калька” и “фразеологическая полукалька”. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч) Учебно-тематический план
Методические рекомендации Раздел I. ВВЕДЕНИЕ Занятие 1. Тема: Основные признаки фразеологизма. Цели:
Всякое учение должно начинаться
Ход занятия:
В русском языке есть единицы более сложные, чем слова. О них мы и будем говорить на наших занятиях. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. У фразеологизмов существует несколько специфических признаков: - устойчивость, постоянство состава;
Творческий диктант: запишите одним словом. Совать нос не в своё дело – Назвать как можно больше фразеологизмов, которые: - имеют в своём составе название животного; Выполнение различных упражнений с. 3-7 учебного пособия. Назовите не менее двух фразеологизмов с названием каждого изображённого здесь зверя и птицы. - попробуйте сами представить в рисунках несколько фразеологизмов.
Занятие 2. Тема: Словари и справочники по русской фразеологии. Цели:
Ход занятия:
Учитель демонстрирует различные издания фразеологических словарей. Учащиеся знакомят с описанием различных словарей, правилами работы с ними, характеризуют несколько словарных статей. Учащиеся самостоятельно характеризуют словарную статью. Выполнение различных упражнений с. 7-10 учебного пособия. Раздел II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ В РЕЧИ Занятие 3. Тема: Группы фразеологизмов по значению. Цели: Ход занятия:
Учитель характеризует группы фразеологизмов по значению. Предлагает учащимся подумать, чем вызвано такое многообразие фразеологизмов? Учащиеся обсуждают дополнительную литературу, подготовленную ими для занятия. Конкурс “Знаток сказок”: Дополните выражения. Объясните значения полученных выражений. Назовите сказки, в которых они встречаются. В тридевятом царстве… Выполнение различных упражнений с. 10-16 учебного пособия. - написать сочинение-миниатюру по одной из тем: Занятие 4. Тема: Многозначные фразеологизмы. Цели: Ход занятия: Показать на примерах сходные и отличные признаки многозначности слова и фразеологического оборота. Выполнение различных упражнений с. 17-19 учебного пособия. Заменить выделенные курсивом слова близкими по значению устойчивыми сочетаниями. Мальчик бежал очень быстро. В комнате было очень тесно. Отец всегда, сколько себя помню, поднимался очень рано. В Древней Руси книги были рукописными и чрезвычайно высоко ценились. Слова для справок: ценились на вес золота, сломя голову, яблоку негде упасть, ни свет ни заря.
Занятие 5. Тема: Синонимия и антонимия фразеологизмов. Цели:
Ход занятия:
Повторение понятий синонимии и антонимии в русском языке. Подобрать к данным фразеологическим оборотам синонимические и антонимические: Вилами по воде писано – (бабушка надвое сказала) Оставить с носом – (оставить на бобах) Не из храброго десятка – (не из трусливого десятка) Рукой подать – (за тридевять земель) Выпишите сначала фразеологизмы, в состав которых входят слова-синонимы, затем фразеологизмы, в состав которых входят слова-антонимы. Ни больше ни меньше; ни мало ни много; ни стать ни сесть; ни тпру ни ну; ни холодно ни жарко; ни шатко ни валко; рвать и метать; с пылу с жару; смотреть сверху вниз; суды да пересуды; ходить вокруг да около; чёрным по белому; цел и невредим. - найдите фразеологизм, в состав которого входят однокоренные слова, выделите в них корень; найдите синонимы, которые являются однокоренными словами. Выполнение различных упражнений с. 19-23 учебного пособия.
Занятие 6. Тема: Стилистическая характеристика фразеологизмов. Цели:
Ход занятия:
Учитель даёт стилистическую характеристику фразеологической системы, приводя различные примеры. Особое внимание уделяется книжным фразеологизмам. Рассматриваются их стилистические особенности.
Карточки-задания: Потом отправился (Чичиков) к вице-губернатору, потом был у прокурора, у председателя палаты, у полицмейстера, у откупщика, у начальника над казёнными фабриками… жаль, что несколько трудно упомянуть всех сильных мира сего. Петрушке нравилось не то, о чём читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз чёрт знает что значит! Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие одеты во что бог послал в губернский город. Какое мне поприще откроется, когда он сломит рог боярству родовому. И сыплет щедрою рукой червонцы челяди ямской. Он велик, этот мир искусства, в нём найдётся предмет увлечения для любого. Ищите и обрящете. Выполнение различных упражнений с. 23-32 учебного пособия.
Занятие 7. Тема: Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты. Цели:
Ход занятия:
Выделяются две основные группы: активно используемые фразеологизмы и пассивная часть фразеологического состава, в которой большое место занимают устаревшие фразеологизмы. Учащиеся зачитывают свои сочинения, дают характеристику фразеологизмов. Коллективное обсуждение сочинений. Найдите фразеологизмы, подчеркните их как члены предложения: Стыдно относиться к своему делу спустя рукава. (А. Маркуша) Эта мысль как гвоздь засела у него в голове. (Д. Родари) Вахнов скрепя сердце пошел за Иван Ивановичем в коридор. (Н. Гарин-Михайловский) Вдруг откуда ни возьмись является этот негр и предлагает помочь мне. (М. Твен) Вот и пришлось ей тащиться в путь самой, шутка ли сказать, за тысячу миль, потому что никто не отвечал на её письма. (М. Твен) Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра. (Л. Толстой) В мгновение ока все были возле неё. (О. Уайльд) За такие манеры гроша ломаного не дашь. (М. Эндэ) - какие из данных фразеологизмов имеют в своём составе устаревшее слово, устаревшую форму слова? Выполнение различных упражнений с. 33-34 учебного пособия.
Занятие 8. Тема: Сочетаемость фразеологизмов. Цели:
Ход занятия: Отличие фразеологизмов от свободного сочетания слов. Беседа о возможностях слов в составе фразеологического оборота. Выполнение различных упражнений с. 35-39 учебного пособия.
Раздел III. ГРАММАТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ. Занятие 9. Тема: Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению. Цели:
Ход занятия:
Знакомство с группами фразеологизмов по грамматическому строению. - Почему мы говорим о том, что фразеологизмы равнозначны словосочетанию, предложению, но не являются словосочетаниями, предложениями? Учащиеся приводят примеры проанализированных фразеологизмов. По образцу каких синтаксических единиц построены данные фразеологизмы? Бабушка надвое сказала; глаза на лоб лезут; волосы становятся дыбом; голова идёт кругом; звонит во все колокола; лёгкая рука; медвежий угол; заколдованный круг; толоконный лоб; тихая пристань; большое сердце. Выполнение различных упражнений с. 39-42 учебного пособия.
Занятие 10. Тема: Имя существительное в составе фразеологического оборота. Цели:
Ход занятия:
Знакомство с грамматическими моделями фразеологизмов русского языка, в состав которых входят имена существительные. Назовите фразеологизмы, в состав которых входят имена существительные: Целую неделю Оля ждала встречи с Фантиком, но он как сквозь землю провалился. Два дня маковой росинки во рту не было. А петух с курами тут как тут. Тётя Полли высвободилась из объятий и стояла, глядя в упор на Тома поверх очков, – так глядела, что он, кажется, с радостью провалился бы сквозь землю. Выполнение различных упражнений с. 42-45 учебного пособия.
Занятие 11. Тема: Имя прилагательное в составе фразеологического оборота. Цели:
Ход занятия:
Знакомство с грамматическими моделями фразеологизмов русского языка, в состав которых входят имена прилагательные. Дайте сравнительную характеристику смелого и трусливого человека, используя в своей речи некоторые из данных пословиц и поговорок: Не робкого десятка. Волков бояться – в лес не ходить. Молодец против овец, а против молодца и сам овца. У страха глаза велики. Душа в пятки ушла. Трясётся как осиновый лист. Выполнение различных упражнений с. 45-50 учебного пособия.
Занятие 12. Тема: Глагол и деепричастие в составе фразеологического оборота. Цели:
Ход занятия:
Знакомство с грамматическими моделями фразеологизмов русского языка, в составе которых употребляются глаголы и деепричастия. Исправьте предложения, в которых неправильно употреблены фразеологические обороты: Надоел ты мне как банный лист. Выполнение различных упражнений с. 51-58 учебного пособия.
Занятие 13. Тема: Особенности строения фразеологизмов как средство достижения их выразительности. Цели:
Ход занятия:
Беседа по вопросам: - Как соотносятся между собой слова в составе фразеологизма? Выберите устойчивые словосочетания из стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино”, раскройте их смысл, объясните их роль. Назовите, в каких баснях встречаются эти устойчивые выражения. Что они обозначают? А ларчик просто открывался. Выполнение различных упражнений с. 58-62 учебного пособия.
Раздел IV. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. Занятие 14. Тема: Группы фразеологических оборотов по происхождению. Исконно русские фразеологизмы. Цели:
Ход занятия:
Лекция учителя о группах фразеологических оборотов по происхождению. Работа с сообщениями, подготовленными дома. Определить, в какой среде могли возникнуть следующие фразеологизмы: Кому принадлежат данные выражения (поставьте соответствующие цифры): 1. Промедление смерти подобно В. В. Суворов Выполнение различных упражнений с. 62-70 учебного пособия. - найти источники возникновения следующих фразеологических оборотов: Занятие 15. Тема: Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка. Цели: Ход занятия: Сообщение темы занятия, анализ домашнего задания. Докажите, что данные фразеологизмы устарели не только по своему происхождению, но и имеют архаические грамматические формы: ничтоже сумняшеся; питался акридами; око за око; зуб за зуб; всякое деяние – благо; святая святых. Выполнение различных упражнений с. 70-73 учебного пособия.
Занятие 16. Тема: Фразеологизмы, заимствованные из западноевропейских языков. Цели: Ход занятия: Лекция учителя, по ходу которой составляется таблица “Три группы иноязычных фразеологизмов”
Борьба за существование (англ.) – “калька” Выражение “дневное светило” является неточной фразеологической калькой: французское выражение “flambeau de jour” буквально “светило дня”. Примеры фразеологизмов, которые употребляются без перевода: Finite la commedia Выполнение различных упражнений с. 73-83 учебного пособия.
Без году неделя; пропал без вести; глядя на ночь; слово за слово; скрылся из виду; на сто вёрст кругом. Золовки доведены были до безмолвия и играли роль приживалок. Он, как говорится, был вне себя, он рвал и метал. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос. Исключить лишнее (среди фразеологизмов свободное сочетание слов).
Может быть, вы знаете и героев этого произведения? _____________________________________________________________________________________ Итогом занятий является альманах “Крылатые выражения”, который составляется из лучших работ учащихся. Отбор материала для альманаха:
Требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся В результате изучения данного курса учащиеся должны ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
Список литературы Словари:
Для учителя:
Для учащихся:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |