Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с глаголами"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.11.01 Просмотров: 1163 Николаева Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы Урок проводился в соответствии с программой М.М. Разумовской. Тип урока - обобщение. Задачи урока:
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентационный материал по теме "Правописание не с глаголами"). Ход урока 1. Начало урока, "разогрев" учебной группы. - Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы "Глагол". Обобщим изученное о глаголе, приводя примеры из домашнего задания. Учащиеся один за другим составляют характеристику глагола, приводят примеры. Глагол обозначает действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по временам и т. д. - Молодцы! Вот как много вы знаете о глаголе. Интрига. - А вы знаете, что однажды А.С. Пушкин пришел к своему другу Петру Алексеевичу Вяземскому и написал в детский альбом его сына стихотворение. В нем содержался совет (слайд № 1)
- Прочитайте выразительно поэтические строки. - Объясните знаки препинания. - Я задумала слово (не делай). Догадайтесь, задавая вопросы, что это за слово. Это существительное? - Нет. Обозначает признак предмета?- Нет. Это действие? - Да и т. д. НЕ ДЕЛАЙ. - Что обозначает частица НЕ? (Запрет на действие). А с грамматической точки зрения - антоним к слову делай. - Как пишется эта частица с глаголом? (Раздельно) (слайд № 2) 2. Объявление темы урока. Тема нашего урока "Правописание не с глаголами" (слайд № 3). Запишите её в тетрадь. Николаева 219-356-750 "Цель и цели" (ученики формулируют личные учебные цели). Цель урока: повторить и закрепить тему "Правописание не с глаголами" - А как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу не делать. Не делай: не лги, не заносись, не гордись, не огорчай, не ленись, не хвастай, не бойся трудностей, не завидуй и т.д. 3.-А вот поэт ХХ века Сергей Владимирович Михалков рисует портрет друга, о котором все вы мечтаете (слайд № 4)
- Какие не украшающие подростка действия отрицает поэт? - Как написана отрицательная частица с этими глаголами? Напишите глаголы с частицей не, выделяя орфограмму. Проверьте себя и :, глядя на экран (слайд №5) - А вот маленькие глаголы, с которыми частица не хочет слиться, но мы должны писать их по общему правилу
- Образуйте отрицательную форму, запишите с восклицательным знаком.
- Изобразите голосом капризного ребенка; как звучат эти глаголы, когда нам что-то не хочется делать? - Как пишется не с этими глаголами. (Не - отрицательная частица и пишется с глаголами раздельно). - Но есть в русском языке глаголы, которые, как и существительные, образованные от них, пишутся с не иначе. - Откройте учебник стр.174, упр. №524. - Прочитайте слова, сделайте вывод о правописании слов левой и правой колонок. Слова в правой колонке пишутся с не слитно, так как без не не употребляются. - Запишите три слова из правой колонки: ненавидеть, негодовать, нежиться. - Значение всех слов понятно? (Затруднение вызывает слово нежиться). Словарная работа. - Давайте проверим себя по словарю. Сегодня дежурные по словарю: Как определяют эти слова Ожегов, Ушаков? Физминутка. Нежиться можно не только в постели, но и под лучами жаркого солнца (потянулись). Вдруг подул ветерок, закачались деревья (покачались). Небо заволокло тучами, и пошёл дождик (пальчиками постучали по парте). Надо спрятаться под крышу (делаем крышу над головой, сцепив пальцы). - Молодцы! Теперь продолжим работу, выполните морфемный разбор записанных слов. Ненавидеть, негодовать, нежиться (слайд №6) Работа с учебником. Упражнение №525. - Усложним задание: не только прочитаем пословицы, но и объясним их значение (2-3 пословицы). - Выпишите глаголы с частицей не, обозначая орфограмму. Рефлексия. - Мудрая русская пословица гласит: не помучишься - не научишься, а для этого выполним домашнее задание.
3 уровень. В начале урока мы познакомились с обращением Пушкина к юному другу, а теперь вы обратитесь к другу с пожеланиями, советом, используя отрицательные глаголы. - Выберите то задание, которое вам по силам. Обязательно комментируются оценки за урок. Если остается время, можно провести небольшую самостоятельную работу на изученную орфограмму (слайд №7) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |