Преподавание литературы Открытый урок по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Тема "Художественное мастерство Толстого"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.30 Просмотров: 1519 Доронина Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы Цель. Путем анализа тома 2, ч. 1, 2 показать художественное мастерство Л.Н. Толстого. Ход урока 1. Чтение эпиграфов. Мне кажется, что описать человека собственно нельзя, но можно описать, как он на меня подействовал. Говорить про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т.д. Слова, которые не дают никакого понятия о человеке. Л.Н.Толстой (Из “Дневника”, 1851 год) Простота есть главное условие красоты моральной. Чтобы читатели сочувствовали герою, нужно чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько и добродетели, добродетели возможные, слабости – необходимые… Л.Н.Толстой (Из “Дневника”, 1852 год) 2. Каким эпизодом начинается ч.1 т. 2? (Описанием приезда Николая Ростова домой). 3. Представьте ситуацию: вы долго не были дома, возвращаетесь к родителям. Какие чувства, эмоции у вас возникнут при этом? Запишите в тетрадь ассоциации. (Нетерпение, радость, счастье, любовь, желание увидеть дом, родных ). – А как Лев Толстой “подслушал” такие близкие и понятные всем нам чувства человека, возвращающегося к родным местам после долгой разлуки? Найдите, подберите опорные слова. (Работа с текстом: “…приходил все более и более в нетерпение”, “Скоро ли, скоро ли?”, “…вот он, угол”, “…ведь это наш дом”, “…объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости”). 4. Просмотр отрывка из художественного фильма “Война и мир” (данный эпизод). 5. Дайте лексическое значение слова “характер”. (Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении). – Подберите эпитеты (сильный, волевой, твердый, смирный). – Отметьте две противоборствующие стороны характера Николая Ростова. (После возвращения домой Н.Ростов завел “своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками” и превратился в “молодца гусара”. Ростовское (то есть отзывчивость, чуткость) и гусарское (то есть бесшабашность, лихость, грубость нерассуждающего вояки) – вот две противоборствующие стороны характера Николая Ростова.) 6. Вывод: в человеке, по убеждению Толстого, живут самые разнообразные чувства, стремления, желания. Поэтому писатель видит своего героя “то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом”. События повседневной жизни для персонажей романа всегда многозначительны. Николай слушает пение сестры, и неожиданное совершается с ним: “…вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы и все в мире сделалось разделенным на три темпа…Эх, жизнь наша дурацкая, - думал Николай. – Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – все вздор…а вот оно – настоящее”. Требования “чести” - все для Ростова. Они-то и определяют его поведение. Но в ту минуту, когда он слушает пение сестры, эти требования кажутся ему вздором, никому не нужными условностями. И только что бывший самым несчастным человеком, Николай переживает минуту самого полного счастья. “Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день”. Важность и обязательность дворянских и гусарских правил исчезает в потоке подлинно человеческого, настоящего чувства, вызванного музыкой. Настоящее чаще всего открывается человеку через потрясение, через кризис. 7. Динамика развития характера, его противоречивость находит отражение и в портретных характеристиках. (Вот Долохов. Он беден, незнатен, а друзья (Курагин, Безухов, Ростов) – графы, князья – денежны, удачливы. У Курагина и Ростова сестры – красавицы, у Долохова – горбунья. Он полюбил девушку “небесной чистоты”, а Соня влюблена в Николая Ростова. Как и в Печорине, свет убил в Долохове лучшие качества души. Но если Печорин не дорожил светским обществом и презирал его, то Долохов напрягает все силы, чтобы быть в этом обществе равным. Для этого надо было постоянно играть роль светского льва. Со временем маска стала его лицом. И уже трудно понять, кто он: любящий сын, брат, друг или светский хлыщ, дуэлянт, картежник. Обратим внимание на детали портрета: “рот его всегда имел подобие улыбки”, взгляд “светлый, холодный”. Во время карточной игры Николая Ростова неотвратимо притягивают “ширококостные, красноватые руки с волосами, виднеющимися из-под рубашки”. “Подобие улыбки”, “холодный взгляд”, “хищные, жадные руки” - детали, рисующие жестокий, неумолимый облик одного из людей-масок. 8. Найдите примеры портретных деталей других действующих лиц. (“Лучистые глаза” кн. Марьи, “короткость губы и полуоткрытый рот” кн. Лизы, “белизна плеч, глянец волос” Элен, “неожиданно-добрая и приятная улыбка” кн. Андрея, “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка” Наташа Ростова, “мягкий, оттененный длинными ресницами взгляд” Сони.) 9. Динамическая деталь: взгляд, жест, улыбка (обычно в форме распространенного определения или причастного, деепричастного оборота) указывает внимательному читателю на душевное состояние или мгновенное внутреннее движение героя. (Выразительное чтение отрывка: “Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел, … , потому что нельзя не любить ее.” Том 2, часть 1, глава 1). 10. Приемом проникновения в психологию действующего лица художественного произведения является внутренний монолог. Словарь: внутренний монолог – размышления, думы, внутренняя (“про себя”) речь, рассуждения персонажа. – Толстой часто внутренний монолог сочетает с несобственно – прямой речью, то есть вторгается в потаенные мысли героя, перебивает их, разъясняет, ищет причины тех или иных поступков, от себя передает впечатления персонажа. (Размышления Пьера после дуэли с Долоховым. “ – Что же было? – спрашивал он сам себя. … И он засмеялся сам над собою”. Том 2, часть 1, глава 6). 11. Вывод: одна мысль вызывает другую, каждая в свою очередь порождает цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов… Привлекательность ищущих, думающих, сомневающихся героев заключается именно в том, что они страстно хотят понять, что же такое жизнь, в чем ее высшая справедливость? Отсюда – непрерывное движение мыслей и чувств, движение как столкновение, борьба (диалектика) разнообразных решений. “Открытия”, которые делают герои, - это ступени в процессе их духовного развития. Словарь: диалектика – самый процесс движения и развития. – В чем может еще выражаться диалектика душевных движений? (В диалогах: собеседники перебивают друг друга, речь одного вклинивается в речь другого, - и это создает не только естественную прерывистость разговора, но и живое смешение мыслей. В диалогах раскрывается или полное взаимопонимание (Пьер – Андрей, Пьер – Наташа, Наташа – ее мать), или противоборство мыслей и чувств (Пьер – Элен, Пьер – Анатоль, кн. Андрей – Билибин). Вывод: в диалогах художник часто пользуется несобственно-прямой речью, чтобы авторское отношение было совершенно ясно читателю. 12. Подведем итог урока. “Диалектика души…” – так назвал Н.Г.Чернышевский особенности художественной манеры Льва Толстого в раскрытии внутреннего мира персонажей. “Диалектика души” определяет сложный синтаксический строй предложения. Художника не смущает ни громоздкость слова или предложения, ни пространность выражения. Главное для него – полно, обоснованно, исчерпывающе высказать все, что он считает необходимым. 13. Домашнее задание: Наташа, кн. Андрей, Пьер, Элен, Анатоль. Как посредством портретной характеристики Л.Толстой раскрывает психологию героя и его внутренний мир? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |