Преподавание литературы Интеллектуальные игры на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1151 Алексеева Мария Нестеровна, учитель русского языка Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего определим, в чем же заключается педагогический эффект игры. Во-первых, игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности. Во-вторых, создает условия для взаимодействия взаимопомощи. В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. В-четвертых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет. В-пятых, игра, хотя осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации. В-шестых, игра полностью отвечает принципу единства познания и реакции. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других. В-седьмых, в игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Игры, например, могут различаться по месту проведения - за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. В то же время настольные могут проходить в зале или сцене. Игры делят на подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие. Цели интеллектуальных игр: 1. Поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности. 2. Воспитывать личность через развитие интереса к знаниям и разнообразные интеллектуальные игры. Коллективная форма воспитания формирует чувство ответственности, внедряет демократические принципы. Исходя из этого определяются следующие задачи:
Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду “незаметных и тихих”. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности. Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д. У игры свои правила, в ее финале должен выявиться победитель, и интеллектуальная игра не исключение. Но необходимо сделать так, чтобы финал был увенчан максимальной концентрацией положительной энергии. Это будет стимулом для дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры. Нужно постараться, чтобы большинство участников игры были отмечены поощрительными призами, дипломами. Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе. Цель: Привить интерес к изучению русского языка, расширить общий кругозор учащихся, обогатить речь, привить навыки связного высказывания, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить, научить учащихся пользоваться русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам. I ведущий: - Добрый вечер, дорогие друзья, прекрасные дамы и господа джентльмены! Сегодня мы собрались на конкурс знатоков русского языка “Джентльмены удачи”! Приглашаем участников на сцену: I команда - Петров Егор, Наумов Святослав, Николаев Георгий, Абрамов Евгений, Семенов Нестер, Алексеев Эльдар. II команда - Кырбасов Георгий, Кучутов Семен, Алексеев Николай, Осипов Сеул, Афонский Иннокентий, Александров Василий. I команда - команда “Добрых молодцев”. Капитан - Егор Петров (11 класс). II команда - команда “Благородных рыцарей”. Капитан - Георгий Кырбасов (11 класс). II ведущий: Конкурс состоит из 6 туров, где наши участники покажут свою эрудицию, логическое мышление, высокую интеллектуальность. I тур - блиц-вопросы - разминка для участников. Кто быстрее ответит? (10 вопросов) 1 ведущий: - II тур “В гостях у сказки”. Давным-давно, когда не было реактивных самолетов, вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама в дом пришла. а горшок без огня кашу варил. Шло время, сказки стали былью и чудеса превратились в умные машины, помощников людей. Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы и с новейшими достижениями нашей науки и техники. Я назову сказочные чудеса. вы отгадаете названия изобретений. - Конек-горбунок (аэросани) - Ковер-самолет (воздушный лайнер) - Золотой петушок (радиолокатор) - Чудо-зеркальце (телевизор) - Перо жар-птицы (прожектор) - Клубок нити, указывающий путь (компас) - Садко с гуслями на дне морском (водолаз) II ведущий: - III тур с вами играют наши уважаемые учителя-предметники. 1. Вопросы по истории задает Татьяна Петровна: Кого назвал “вечным работником” А.С.Пушкин? (Петр 1). - Когда и где появились древнейшие люди? (Около двух миллионов лет назад в Восточной Африке). - Кто был воспитателем Александра I? (В.Жуковский). - Кто в древнейших государствах мог издавать законы? (Монархи). I ведущий: 2. Вопросы по географии задает Ирана Федоровна: - Левый приток Лены. (Вилюй). - Самая высокая точка Якутии. (Хр. Черского, г. Победа, 3147 м.). - Основатель г. Вилюйска. (Иван Шахов). - Какой город Якутии отметил на прошлой неделе свой юбилей? (Верхоянск, 360 лет) II ведущий: 3. Вопросы по биологии: - Какая рыба называется именем человека? (Карп). - Какая обезьяна самая большая? (Горилла). - Умеют ли слоны плавать? (Слон не только хорошо плавает. но и может погружаться под воду, выставляя над ее поверхностью конец хобота). 1 ведущий: 4. Английский язык: - Кто является главой Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии? (Королева Елизавета II). - Какой английский писатель родился в городе Страффорд-на-Эвоне? (Шекспир). - Национальная одежда шотландцев? (Килт [юбка]). - В каком лесу обитал Робин Гуд? (Шервудский лес). II ведущий: 5. Литераторы школы задают: - Назовите имя Печорина. (Григорий). - Назовите лучшее произведение Александра Грибоедова. (“Горе от ума”). - Кто потерял шинель в зимний день? (Ахакий Акакиевич Башмачкин). - Где родился писатель Иван Тургенев? (Спасское-Лутовиново). 1 ведущий: 6. Языковеды: - Каким членом в предложении является слово “жить” в пословице “жить - Родине служить”. (Подлежащее). - Назовите связь в словосочетании “читать вслух”. (Примыкание). - Назовите причастие образованное от глагола 1 спряжения. Петь - поющий, Просить - просящий, Уносить - уносящий. - Назовите причастие настоящего времени: забывший, покрытый, бредущий. IV тур II ведущий: - Конкурс капитанов. Вам задаются нестандартные вопросы для логического мышления. “Двое американцев” У входа в Британский музей стоят двое американцев. Один из них - отец сына другого. Как такое возможно? (Они муж и жена). “Смерть в телефонной будке” В телефонной будке лежит мертвый человек. В телефонной трубке раздаются короткие гудки, два окна будки разбиты. Этого человека никто не убивал. Каким образом он умер? Подсказка: возможна. Ответ: он случайно порезал осколками вену, увлекшись разговором с другом, он широко развел руку, разбил окна. 1 ведущий: V тур. Отгадайте загадки. - Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо). - Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь. (Рыба). - В воде купался, а сух остался. (Гусь). - Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова). - Никто их не пугает, а они все дрожат. (Листья осины). - Не море, а волнуется. (Нива и ведущий). VI тур. Сейчас проведем конкурс “Кто правильно отгадает” Покажем рисунки, по которым должны отгадать фразеологизмы. Итак, завершаем наш конкурс! Для подведения итогов конкурса предоставляем слово жюри. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |