Преподавание литературы Открытый урок по детской литературе с практикумом по выразительному чтению по теме "Литература первой половины XIX века. И.А. Крылов"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.28 Просмотров: 1989 Очеретинская Елена Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: портрет баснописца И.А. Крылова, выставка книг, эпиграф на доске, магниты. Литература:
Ход занятия На доске:
I. Организационный момент. II. Биографическая справка о писателе (с элементами беседы). В Санкт-Петербурге (Ленинграде), в Летнем парке есть памятник: Звери: лев, лиса, волк, слон, Моська. Животные подняли И.А. Крылова на высоту славы. Кто они? (Герои его произведений). Автором памятника является скульптор Клодт, построен монумент на пожертвования, на народные средства в 1855 году. Почему такой памятник? Крылов являлся свидетелем исторических событий тех времен, когда родились, жили и погибли Пушкин, Лермонтов, Грибоедов (казнен). Он был современником Рылеева. Он прожил удивительную жизнь: являлся современником Рылеева. Он прожил удивительную жизнь: являлся современником восстания Пугачева, Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов (1825 г.), эпохи реакции. Он был современником Гоголя, Белинского, Тургенева. Что вы знаете о Крылове? Откройте учебник Арзамасцевой И.Н., Николаевой С.А. на с. 80-81, законспектируйте то, о чем мы еще не успели поговорить (7 минут на работу). Зачитайте, что у вас получилось? Басни Крылова появились в 1806 году. Первая его басня – “Дуб и трость”. Первые 23 басни появились в 1809 году. “Этот род понятен каждому, его читают и слуги, и дети”, - писал В.Г. Белинский. Вскоре стали один за другим выходить небольшие сборники. И с тех пор басни Крылова прочно утвердились в чтении детей. Очень рано Крылов начал чиновничью службу, еще в родном городе Твери, и затем продолжал ее в Петербурге. В 15 лет они приступил к “изобличению пороков”, написав комическую оперу “Кофейница”, а в 1789 г., в 20 лет, стал издавать свой журнал – “Почта духов”. Я дополню ваш конспект: Всего при жизни Крылова было выпущено 6 книг басен, около 140 басен. Еще до басен К. писал комические оперы, комедии, трагедии. Он не только баснописец, но и открыватель первой публичной библиотеки в Петербурге. В начале 19 века на сцене русских театров ставились его пьесы: “Модная лавка”, “Урок дочкам”. Но славу К. принесли басни. Пушкин высоко ценил басни К. за их веселое лукавство, насмешливость, живописный способ выражаться. III. Работа со словарем литературоведческих терминов (определение басни). А теперь в словаре литературоведческих терминов найдем определение басни (1 студент). Басня – небольшое произведение аллегорического (иносказательного) характера, написанное с обличительными и нравоучительными целями. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в которой изображается какое-либо событие или развертывает спор между действующими лицами. В начале или конце басни содержится краткая “мораль”. В России наиболее известны басни И.А. Крылова (“Ворона и лисица”, “Свинья под дубом”). Басня относится к роду литературы – эпосу. Басня выступает как жанр эпоса. Немаловажной является история басен. Первые басни появились в Индии (“Калила и Димна”), басни Эзопа (греч.), Федр (Рим), Лафонтен (Франция). Русские баснописцы: Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Хемницер, Дмитриев, Измайлов, Крылов… IV. Викторина. Исправьте, если нужно, ошибки в названиях басен.
Вставьте недостающие слова, напишите название басни.
Ответы:
V. Исследовательская работа. Какова же тематика басен И.А. Крылова? (Путем исследования научно-методической литературы, студенты приходят к формулировке основных пяти тем, которым посвящены басни). 1) Исторические события: “Волк на псарне” - Наполеон занял Москву, запросил мира, Кутузов ответил отказом. “Обоз” - Александр 2. “Ворона и курица” - в щи к французам. Некоторые дворяне думали, что они приверженцы, но их мнения разорили. “Квартет” - история государственного совета. 2) Положение народа: “Листы и корни”, “Волк и ягненок”, “Рыбья пляска”. 3) Царский суд: “И щуку бросили в реку” и др. 4) Цензура: “Тришкин кафтан”. 5) Моральные качества людей: “Ворона и Лисица”, “Свинья под дубом”, “Слон и Моська” и др. VI. Самостоятельная работа. Какие басни изучаются в начальных классах? Чему они посвящены? (Анализ учебников для начальных классов). VII. Анализ басни. На примере одной из басен рассмотрим их художественное своеобразие: (“Ворона и Лисица”).
VIII. Домашнее задание: По схеме письменно на листочках проанализировать басню “Стрекоза и Муравей”. Выучить любую басню И.А. Крылова наизусть. Прочитать “Мороз Иванович” В.Ф. Одоевского. Специальные вопросы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |