Преподавание литературы Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.28 Просмотров: 910 Судимова Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы Мишень: анализ ключевых эпизодов рассказа, раскрывающих смысл названия произведения (процесс духовного перерождения героини, его предпосылки). Тип урока: педагогическая мастерская с применением ИКТ. Методы: проблемно-исследовательский, безоценочный. Средства обучения. Цель: создание условий для формирования навыков самопознания, ценностных ориентаций, для приобретения собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения (осмысления философских и нравственных проблем, поднятых в рассказе). Задачи образовательные:
Развивающие: развитие
Воспитывающие:
Оборудование: раздаточный материал, тексты рассказа, презентация. (Приложение 1) Ход урока 1. Вступление. Сегодня на уроке мы будем работать с текстом рассказа Л. Петрушевской “Борьба и победа”. Слово о писателе. Выступление обучающихся “Страницы жизни и творчества Людмилы Стефановны Петрушевской”. Актуализация работы. 2. “Индукция” – (“наведение” - проблемная ситуация, вопрос) создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. В нашем мире изменилась шкала ценностей и по этой шкале меряют всех людей. Многие не достигают нужного уровня, отсюда конфликты в социуме. А только ли в социуме? Что же с душой человека? Любовь, сочувствие, внимание к человеку уже не могут существовать без материальной поддержки. И между людьми, даже близкими, идёт постоянная борьба. Одно из произведений Л.Петрушевской так и называется “Борьба и победа” - рассказ о “прозе жизни”. Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому осуждению. “Литература – не прокуратура, - утверждает Людмила Петрушевская, - она учит и воспитывает”. Писательница не судит своих героев, их ожесточенность и бессердечность, объясняя это ущербностью современного мира. Она даёт возможность читателю всё осознать самому. Эпиграф урока:
- Соотнесите эти слова с содержанием рассказа “Борьба и победа (к эпиграфу вернёмся в конце урока). - Передайте впечатление от рассказа (оценку не рассказу, а вашим чувствам, ощущениям) в цвете (поднимите карточку соответствующего цвета). Работа со словом. - Дайте лексическое толкование слов БОРЬБА, ПОБЕДА (работа в парах или индивидуально). - Приходилось ли вам испытывать радость победы? В чём заключалась ваша победа? В результате борьбы с кем и за что вы её одержали? - Какие ассоциации (смысловые, звуковые, цветовые), воспоминания, ощущения возникают, когда произносятся слова БОРЬБА, ПОБЕДА? Какие вопросы возникают? (Борьба: за что, с кем и как? Победа: над кем?) 3. Формулировка темы и целей урока учащимися. - Сформулируйте тему урока из выше сказанного нами (какие вопросы будут интересовать нас в ходе анализа текста рассказа?). (За что, с кем и как боролась героиня рассказа? Какую победу и над кем она одержала? Ответы на данные вопросы – цель нашего урока.) Запись темы урока “Смысл названия рассказа Л.Петрушевской “Борьба и победа”. - Как можно было назвать это произведение по-другому? Предложите короткое, но емкое заглавие. Запишите в тетрадь. Обсудите в группе, выделите более удачные. 4. Самоконструкция” – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта (запись слов по ассоциации). 1) Итак, проблемный вопрос нами сформулирован: “Была ли победа? Если “ДА”, в чём она заключалась?”. Каждый из вас сейчас будет работать над выдвижением гипотезы (предположения) индивидуально, в парах, затем в группах. - Сделайте морфемный разбор слова ПОБЕДА с точки зрения его этимологии (корень БЕД - беда). В древнерусском языке ПОБЕДА означало ПОРАЖЕНИЕ, в старославянском – БЕДА (“победная головушка” - несчастный человек). 2) Работа с ключевыми эпизодами текста. Рассказ соткан из множества натуралистических деталей и каждая важна для понимания идеи произведения - Какими словами начинается рассказ? (…всё, что надо было сделать, уже сделано…” - Так что же было сделано и каковы результаты этих дел? Заполните таблицу самостоятельно (затем обсудите в парах).
Ра бота в парах по дополнению таблицы (реконструкция). 3) Какова цель борьбы героини? Ради кого она боролась? (“…всё ради тебя, чтоб тебя не терзать…”, но сама же “как бы убила” мужа) - Достигнута цель? Благодарны ли ей её собственные дети? - Чего же в результате борьбы больше: побед или беды? - Беды. Почему? (Не всё оценивается материальным достатком; заботясь о своих детях, героиня не думала о дочери своего мужа и о чувствах мужа к дочери) - Подберите синонимы к слову ПОБЕДА (успех, торжество, триумф, лавры).
Героиня не испытывает триумфа, она не торжествует и не пожинает лавры (дети отдалились от неё, следовательно, не испытывают к ней чувства благодарности). - Испытываете ли вы к ней чувство жалости? Легко ли ей было? Выпишите ключевые слова неоднозначного отношения автора к героине (“рвалась”, “страдающее сердце” и т.д.). Формулировка гипотезы (первоначальная). - Так была ли победа? (“Пиррова победа” - разорительная для победителя. Квартира “отошла сыну” умершей Тани, к детям в гости “ездить не решается без повода и приглашения”, мужа нет. Это материальная сторона борьбы, ради которой жена “предпринимала решительные меры”). 4) Продолжение работы над гипотезой (индивидуально или в парах). У слова ПОБЕДА есть философское толкование:
“Любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность”, - говорили древние философы. - Не так ли и с героиней рассказа? Анализ отрывка “Жена осталась совершенно одна….”. - Почему эту победу мы можем назвать “пирровой”? Чего же лишилась героиня? Только ли близких людей? Казалось, она была нужна всем, а всё закончилось одиночеством. - Как изменилась её жизнь? Она уже никуда не спешит. Нет уже “тех дел”, т.е. той, против которой она боролась, Тани. Нет и мужа, от которого жена утаила болезнь дочери. - Изменилась ли сама героиня? (Она стала спокойной, умиротворённой) - Можем ли мы говорить в данном случае о таком художественном приёме как антитеза? - О чём свидетельствует факт, что на надгробной плите рядом с портретами мужа и его дочери и её собственный портрет? - Согласны ли вы с утверждением, что героиня “уже похоронила себя”? (А может быть что-то в себе?) - Самая большая победа – это победа над собой. Считаете ли вы, что эти слова относятся к героине рассказа? Пришло ли осознание вины за то, что сделано? Найдите ключевые фразы, подтверждающие ваше мнение. (Вместо посещения собственных детей она ездит на кладбище, где “развела целый сад”. “Поставила надгробие за большие деньги”, хотя при жизни Тани боролась, чтоб ей ничего не досталось. “Умерли отец, мать и их девочка…”. “Всё исчезнет, а на плите будут три прекрасных лица,… что муж и жена пожелали умереть в один день, вскоре после смерти их дочери”). - Что поняла героиня? (Не так жила) - Можно сказать, что она опоздала понять? А когда же можно было остановиться и начать жить по-другому? (Найдите эти эпизоды в тексте) Подумайте над окончательной формулировкой гипотезы. (Одна из версий: победа была. Над собой, по крайней мере. Пришло осознание совершённого. Но какой ценой!) - Каков смысл названия рассказа? Как бы вы теперь его озаглавили? Какой вопрос можно поставить в заглавии? (В чём смысл жизни?) 5. “Социоконструкция” – работа учащихся в группах по дополнению записей и подготовке к выступлению-ответу на проблемный вопрос. (Создание группового интеллектуального продукта: гипотезы, устного высказывания) 6. “Социализация” - защита гипотез (вопросы, обсуждение, корректное высказывание своей точки зрения). 7. “Разрыв” (кульминация, во время которой обучающийся начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше). Каждый из нас для себя определился: осуждает он героиню рассказа или нет. Заполните таблицу её качеств.
- Каких качеств больше? - Изменилось ли ваше мнение о ней? Слово учителя о том, что многие произведения Л.Петрушевской неоднозначны (поэтому они и интересны). Каждый из нас по-своему ответил на проблемный вопрос урока. Главное – задумались ли мы о смысле наших дел и поступков, о том, когда и за что нужно бороться, а когда следует остановиться. Часто ли мы задумываемся о смысле жизни? Так в чём всё-таки он заключается? Над этим вопросом подумаете, оставшись наедине с собой, выполняя домашнее задание. 8. “Рефлексия” – самооценка, самоконтроль духовного состояния после мастерской (отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской) Возвращение к эпиграфу урока. Как вы теперь соотнесёте эти строки с образом Жены в рассказе “Борьба и победа”? (Духовная пустота, ничтожность помыслов делают существование человека бессмысленным, а порой уводят его в мир равнодушия и жестокости)
9. Домашнее задание (по выбору).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |