Преподавание литературы Урок-исследование: "Голос скрипки в пустоте". В. Набоков "Облако, озеро, башня"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.27 Просмотров: 2435 Торлопова Валентина Кимовна, учитель русского языка и литературы Я верю, что… появится переоценщик, который объявит, что я не был легкомысленной жар-птицей, а наоборот, строгим моралистом, который награждал грех пинками, раздавал оплеухи глупости, высмеивал вульгарных и жестоких и придавал высшее значение НЕЖНОСТИ, ТАЛАНТУ и ГОРДОСТИ.
- Сегодняшний урок – продолжение знакомства с творчеством Владимира Набокова, одного из интереснейших представителей Серебряного века и литературы русского Зарубежья. По-разному оценивали критики произведения и авторскую манеру В.Набокова. Вот несколько суждений: “Странный писатель, сущность которого остается загадочной”, “Очень талантливо, но неизвестно, для чего…”, “Читателя приглашают полюбоваться… Его никуда не зовут”. Мы будем интерпретировать рассказ “Облако, озеро, башня”. Попытаемся определить его смысл, наблюдая за символами и деталями, коими богата проза писателя, возможно, выразим свое представление о произведениях В.Набокова. Может, нам удастся выступить в роли переоценщика, о котором писал наш автор (чтение эпиграфа). Каковы ваши впечатления от рассказа? Как вы читали Набокова? Можно ли его читать быстро? - Рассказ понравился. Он вызывает разные ощущения: и восхищение главным героем, его умением видеть и оценить прекрасное, и горечь от содеянного его попутчиками, и удивление мастерством писателя… Читать В.Набокова интересно. Быстро прочесть невозможно. Множество деталей заставляют остановиться, задуматься о прочитанном. А еще хочется перечитать, осмыслить текст. - С первых строк рассказа мы знакомимся с героями. В чем особенность портретов, которые создает автор? Какие детали особенно запомнились? - В рассказе нет развернутого портрета главного героя Василия Ивановича. Но детали указывают на авторское отношение к нему. Он скромен, незаметен, деликатен. Внешность его неброская, неэффектная. Он самый обыкновенный. Мы видим выражение его лица, взгляд героя, “умные и добрые глаза”. У него обнаруживается душа, как будто отсутствующая у случайных его “товарищей”. Имя своему герою автор дает обычное – Василий Иванович. Детали портретов его попутчиков тоже выражают авторское отношение: “лакированный нос”, “огромные рты”, “необыкновенно обильная растительность” на лице, “огромные”, “волосатые” колени, о женщинах – “задастые и непоседливые”. Перед нами описание тела, а не души. - Как называется портрет, в котором внимание сосредоточено на 1-2 деталях, намерено гиперболизированных? Карикатура или шарж. - Каким приемом пользуется автор, рисуя портреты героев? - Антитезой. Скромности и деликатности Василия Ивановича противостоят нарочито шумные, неприятные, пошлые его попутчики. Их “долговязость” противопоставляется “коротковатости” главного героя, хамство – его кротости. Смысловую близость можно заметить в эпитетах (“кроткий” и “коротковатый”), которыми наделяет автор главного героя. - В поездке, в минуты свободы, отдыха человек расслабляется и раскрывается наиболее полно. Как проявляют себя герои в путешествии? - Они играют, но их игры, как и они сами, пошлые, грубые, примитивные, оскорбительные для человека со вкусом, с достоинством. “Славная забава” заканчивается съеданием окурка. Конечно, это должен сделать наш герой. - Обратите внимание на фразу: “Перекидывались пудовыми шутками”. Шутки могут быть тонкими, легкими и, наоборот, плоскими, грубыми … Пудовыми бывают гири в цирке у силачей. (Кстати, попутчики и внешне напоминают клоунов: “рыжая, несколько фарсового вида вдова”). Цирк – массовое, доступное площадное искусство. Вот почему образы цирка появляются в рассказе. Василий Иванович тоже любит “поиграть”, но его “шутки” имеют другой характер. Он берет с собой в дорогу томик Тютчева и наслаждается странно звучащей цитатой из стихотворения “Silentium”, балансируя на грани смысла и бессмыслицы. Оказывается, он предпочитает уединение с классикой, испытывает радость от сотворчества. И участники “увеспоездки” тянутся к искусству. Они поют песню, очень похожую на отрядную речевку. В ней утверждается жизнь в массе, обязательные для всех радости, все вещественное, материальное, массивное. Песенка отвергает “сомнения” и “тревогу”, то есть все индивидуальное, непохожее на других, жизнь души. Следует отметить бедность лексики и рифм, бесконечные повторы, заполняющие пустоты, перечисление нот, бодрый ритм … Поющие лишены вкуса, словесного чутья. “Добрые люди” с “большой дороги” с “толстой палкой” в руках невольно напоминают разбойников. Таким образом, конфликт между героями неизбежен. Как он развивается и когда наступает самый напряженный момент в рассказе? - Кульминация конфликта – решение Василия Ивановича остаться в полюбившемся месте и последовавшая реакция попутчиков. - Прочитаем выразительно описание пейзажа с “облаком, озером, башней”. Что необычного в его изображении? (Перед чтением звучит живой голос скрипки. Ученица музыкального отделения играет отрывок из произведения “Граве” Бэнда). - Пейзаж необыкновенно одушевлен (“улыбка”, “таинственная невинность”, вспомним, природу одушевлял Ф.Тютчев), вызывает любовное влечение (“любовь моя, послушная моя”). Он – воплощенная поэзия. Не случайно в ритме строк мы ощущаем дактиль, упомянутый и в тексте. (“Облако, озеро, башня”, “елки, обрывы, пенистые речки”, “все выходило так просто”, “высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня”). Украшением милого уголка являются и зеркала (один из любимых набоковских мотивов). Они как эхо отражений: облако отражается в озере, озеро в раме окна, стены с намалеванными на них ромашками в зеркале. Объясните парадокс: почему удивительный пейзаж, которым любуется Василий Иванович, совершенно невидим другими, его попутчиками? - В изображаемом Набоковым мире нет одной реальности, а есть множество субъективных реальностей. Это один из художественных принципов писателя. Другими словами каждый видит этот мир по-своему. - Все: поведение героя, его доброта и кротость, любование обычным пейзажем за окном, его восхищение пейзажем с “облаком, озером, башней” – это “голос скрипки в пустоте” непонимания. Случайные попутчики Василия Ивановича не могут его понять, а потому сцена заканчивается жестоким избиением. В рассказе есть целый ряд предметов, ассоциативно связанных с цифрой “8”. Заметили? Какова конструктивная роль цифры “8”? Как ее графическая форма обыгрывается в содержании рассказа? - Героя привлекает пейзаж за окном вагона: восьмерку напоминает увиденный им велосипед, формы скрипки, пропеллера и лиры, с которыми ассоциируются судьбы детей, герой восемь лет “безвыходно” любит “чужую жену”, у него восемь попутчиков, восемь – количество слогов в названии рассказа и т.д. (Гимназисты – художники предлагают иллюстрацию сюжетной композиции рассказа комментируют ее). Композицию рассказа мы представили в виде бабочки. В основе лежит мотив зеркала, которое делит мир на две части: прекрасную, цветную (ее видит главный герой) и черно-бело-красную. Эти два мира дисгармоничны. Красный и черный цвета символизируют жестокость людей в черном, трагедию, кровь. Это толпа из восьми человек в очках: они, словно слепые, не замечают тех сторон жизни, которые видит главный герой. Синий цвет восьмерки как символ времени, бесконечности, космоса. В жизни главного героя можно заметить также восемь главных вех. Они отмечены римскими числами, которые расположены на восьмерке, обозначающей жизненный путь человека. Первый и восьмой этап – начало и конец, точка, пространственное расположение облака, озера, башни. Цифра “8” встречается в рассказе очень часто: количество елочек, часы на башне, показывающие восемь, восемь вагонов, один из которых, символизирующий душу героя, остается в точке гармонического центра. Василий Иванович возвращается, как того хотят его попутчики, домой, но душа остается там, где ей хорошо. Еще одна цифра-символ – тройка. Отражаясь в зеркале, она является составляющей цифры восемь. Это и три слова в названии, и три компонента, из которых состоит башня… В целом изображение на нашей иллюстрации представляет собой бабочку. Ее крылья – это половинки восьмерки, а усики – ромашки, “намалеванные” на стенах комнаты, в которой мечтает остаться Василий Иванович. Таким образом, мы попытались объяснить композицию произведения через его детали и основные символы, проследить путь главного героя через цвет и форму. - Необычен стиль писателя. Язык Набокова не перепутать ни с одним другим автором. Какие языковые особенности прозы, стилевые подробности нашего писателя вы заметили? - Автор строит текст таким образом, что нетрудно заметить разницу в повествовании: удивительно выразительно показана линия главного героя и, напротив, карикатурно, выпукло все, что связано с его антиподами. Вот примеры метафор из мира героя: (“брать с собой в сон личико очков”, “дрожащее счастье”, “воспоминание любви, переодетое лугом”). Удивительно красиво описан пейзаж, который явился герою в путешествии. - А вот еще необычное описание: “Ночная бабочка металась по потолку, чокаясь со своей тенью”. Возможно, здесь с бабочкой сравнивается главный герой. Подобная подробность использована В.Набоковым в романе “Приглашение на казнь”, главный герой которого, Цинциннат, “непрозрачен”, “непроницаем для окружающих, у него есть “некоторая своя особенность”. Его объявляют преступником и выносят смертный приговор. Таким образом, В.Набоков отвергает тоталитарное государство, подавляющее личность, свободу сознания. Мы знаем, что В.Набоков занимался энтомологией, и образ бабочки часто можно встретить в его произведениях. Мне кажется, данное описание из нашего рассказа созвучно фольклорному тексту из книги Владимира Владыкина “В народе говорят”:
- Еще один излюбленный прием В.Набокова – неожиданный финал. Скажите, от какой “должности” отказывается Василий Иванович? Куда “отпускает” его рассказчик? - Скорее всего, наш герой имел какую-то небольшую “должность” (вспомним, он скромный и деликатный человек), но любая должность обязывает подчиняться и, напротив, повиноваться, чему герой противится. Он не умеет и не хочет жить в коллективе. Вот из коллектива, от людей и “отпускает” его рассказчик. Вернется ли герой к “облаку, озеру, башне”, в милый сердцу уголок, мы не знаем. - Автор настолько милостив по отношению к своему герою, что позволяет ему уйти из обезличенного и потому пустого мира людей, так как у того действительно “сил больше нет быть человеком”. Не вернется сейчас к милому озеру наш герой. Жаль, но, скорее всего, это так. Съест его рыжий, плюющийся нечистотами речи и поступков злой дракон – фашизм. Единственный путь, который провидец Набоков предлагает кроткому Василию Ивановичу – уход, уход из жизни. И делает этот жест жутким до обыденности (или обыденным до жуткости?) – “я его отпустил”. Окуклится маленький человечек, суть “червячок”, переспит лихие времена, переживет в земле, а в следующей жизни (ведь жизнь бесконечна) мощно вырвется на прекрасных крыльях к свету, к глади озера, в котором живет отражение облака и башни. Подведем итоги. О чем же рассказ писателя? - Рассказ написан в 1937 году, когда укрепляются, набирая силу, две тоталитарные системы: фашизм и сталинизм. В комментарии к произведению читаем: “… рассказ этот достоверно воспроизводит атмосферу фашистских пикников, проводившихся под девизом “Сила через радость”. Автор, конечно, имел ввиду и советский коллективизм (обратим внимание на характерное для начала развития социализма сокращение “увеспоездка”), и любое другое тоталитарное государство с его отношением к личности. Несмотря на то, что В.Набоков в автокомментариях к своим произведениям просил не искать политических аллюзий и негативно относился к литературе “на злобу дня”, он человек своего времени и не мог быть равнодушен к проблемам политики. Сестре Е.Сикорской он писал: “…как ни хочется спрятаться в свою башенку из слоновой кости, есть вещи, которые язвят слишком глубоко, например немецкие мерзости, сжигание детей в печах, - детей, столь же упоительно забавных и любимых, как наши дети. Я ухожу в себя, но там нахожу… ненависть к немцу, к концентрационному лагерю, ко всякому тиранству…”. Весь рассказ создает ощущение беззащитности героя перед безликой силой (у попутчиков героя Набокова одинаковые имена: два Шульца, две Греты), перед массой, по существу, нечеловеческой (герои писателя сливаются “постепенно, срастаясь, образуя одно сборное, мягкое, многорукое существо, от которого некуда было деваться”). Еще в юности, обучаясь в Тенишевском училище, В.Набоков был уличен “в нежелании приобщаться к среде”, а зрелым человеком, подводя итоги своей жизни, признавался, что “в течение всей своей сознательной жизни… отказывался “быть частью”. - Вернемся к эпиграфу. В.Набоков мечтал о неком переоценщике его творчества. Не захочется ли вам в своих сочинениях выступить в его роли? - Сегодня, размышляя о рассказе, мы убедились, что проза нашего писателя – это многогранный текст, где каждый образ, каждая деталь символичен и глубок. Конечно, в ней присутствует и нравственный пафос. Я не соглашусь с критиками, которые называют произведения В.Набокова “бессодержательной демонстрацией писательских приемов”. От учителя. С творчеством В.В.Набокова (раздел программы “Литература русского зарубежья”) учащиеся 11 класса знакомятся после изучения прозы И.А.Бунина и А.И.Куприна. Предлагаемый урок третий, ему предшествуют “Очерк жизни В.Набокова” и “Феномен В.Набокова (Особенности художественного мира писателя)”. Следующее занятие - “Тема “потерянного рая” в романе “Машенька”. Предметом исследования на уроке является текст В.Набокова, наблюдение за семантикой символов и художественный деталей. Рассказ “Облако, озеро, башня”, признанный писателем одним из лучших, несмотря на свою несложность и прозрачность, на наш взгляд, ярко демонстрирует то, что мы называем “феноменом В.Набокова”. Учащиеся получают домашнее задание – вопросы по рассказу “Облако, озеро, башня”:
На урок приглашаются гимназисты-художники (они готовят иллюстрацию сюжетной композиции рассказа и ее защиту), учащаяся музыкального отделения (голос скрипки в ее исполнении создаст музыкальный фон при выразительном чтении кульминации рассказа). Обложку к уроку см. <Приложение> Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |