Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Открытый урок по литературе на тему: "Что может быть милей бесценного родного края?" (по стихотворениям Г.Ф. Граубина)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Открытый урок по литературе на тему: "Что может быть милей бесценного родного края?" (по стихотворениям Г.Ф. Граубина)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.10.25
Просмотров: 2085

Шаферова Наталья Константиновна, учитель русского языка

Задачи – познакомить с личностью и творчеством забайкальского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, раскрыть многогранность его таланта, выраженного в тематике его стихотворений, показать любовь поэта к родному краю, донести до детей его призыв о бережном отношении к природе.

Оборудование: портрет поэта, выставка его книг, рисунки по стихотворениям, фотографии Забайкалья, музыка П.И.Чайковского “Времена года”, картина русского художника К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачёво”.

Методические приемы: выразительное чтение стихотворений учащимися, рассказ учителя, использование мультимедиа.

План урока.

1. Орг. момент.

2. Основной этап.

1) Вступительное слово учителя.

2) Рассказ учителя о поэте.

3) Чтение стихотворения “Чита” учеником.

4) Темы стихотворений Граубина.

а) история нашей Родины и края.

б) красота труда в стихотворениях поэта.

в) отражение нравов и обычаев жителей края в стихотворениях.

г) природа Забайкалья.

5) Словарная работа.

6) Работа с репродукцией картины.

7) Инсценировка стихотворения “Охотники”.

3. Заключительный этап.

1) Итог урока.

2) Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Все силы своей души, знания и умения, самоотверженный труд и даже жизнь отдавали русские люди Родине, потому что право называться человеком получает лишь тот, кто по – настоящему любит свою Родину.

Милая Родина! Сколько светлых мыслей и чувств связано с этим словом: Русь, Россия, Родина. Много написано стихотворений, песен, картин о русской природе и родном крае. Сегодня мы познакомился с творчеством нашего земляка читинского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, проследим, как отражается тема Родины в его стихотворениях.

2. Рассказ учителя о поэте. (На экране портрет поэта, фотографии нашего края)

Георгий Рудольфович Граубин – коренной забайкалец. Он родился 11 июля 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Его жизнь и творчество тесно связаны с родным краем. Прослушайте стихотворение поэта и скажите, какие черты родного края он отразил здесь?

3. Чтение стихотворения “Чита” учеником:

Я живу на самой длинной долготе:
За Байкалом в славном городе Чите.
Здесь деревья удивительно длинны:
Достают макушкой чуть не до луны.
Да и люди проживают им под стать:
До макушки вам рукою не достать!
Здесь дороги от села и до села
Подлиннее, чем от Курска до Орла.
И зима у нас, конечно же, длинна:
Чуть не летом начинается весна!
Широка у нас в Чите и широта:
Этим тоже отличается Чита.
Удивляет новичков такая ширь:
Больше Франции Восточная Сибирь.
Широки у нас просторы, велики:
Пади шире Волги-матушки реки.
А душевная людская широта -
Это тоже забайкальская черта.
Правда, осень в Забайкалье коротка -
Не длинней она, чем нос у кулика.

Длинно люди не умеют говорить.
Но за это и стоит их корить!

(Ответ на, заданный перед чтением)

4. Продолжение рассказа учителя о творчестве поэта.

Учёба в обычной школе, затем школа железнодорожных техников и начало пути в рабочем коллективе Читинского паровозовагонноремонтного завода в 1951 году. Здесь он начинает писать стихотворения, вошедшие в сборник “Утренний гудок”. Герои этих стихотворений - рабочие, товарищи по заводу. Потом работает журналистом, и появляются его новые сборники: “Любознательный народ”, “Говорящие каракули”, “Происшествие в 4-б”, “Замри - отомри”, “Чем пахнут ветра”, “Ссора в грамматике”, “Таежный телеграф”. (Обращаю внимание на выставку книг поэта, спрашиваю: какие книги читали, что запомнилось, что понравилось).

Пишет он не только для детей, но и для взрослых. Пробовал свои силы в драматическом жанре и написал пьесу “Жил в тайге медведь учёный”, поставленную на сцене Читинского драматического театра. За свою творческую и общественную работу Георгий Рудольфович награжден званием “Заслуженный работник культуры РСФСР”.

5. Темы стихотворений Граубина.

Стихи Граубина – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных. Темы его стихотворений самые разные: здесь история нашей страны и родного края, трудовые будни забайкальцев и их обычаи, щедрая природа Забайкалья, времена года, лесные обитатели и забавные, озорные стихи о детях.

а) история нашей Родины и края.

Прекрасно зная историю нашей страны и нашего края, он в стихотворении “Сибиряковы и Сибирь” проследил родословную Ивана Безродного, отправленного Петром Великим на поиски серебра в Сибирь с XVIII века до наших дней.

Шёл в Сибирь Иван Безродный
Триста лет тому назад.
В край холодный и голодный,
В неизвестность – в белый ад.

Там дороги были плохи,
Проходимые едва:
В той безрельсовой эпохе
Шли в Сибирь и год, и два.

Русь всегда была несытой,
И нередко за Урал
Хлебопашец, плетью битый,
От помещика бежал.

Шли гурьбой туда в те поры,
Над собой свершая суд,
Недоимщики и воры,
И тюремный беглый люд.

С ними шел Иван Безродный,
На ходу, глотая снег,
Подневольный, несвободный,
Государев человек.

Во главе лихого люда
Послан был самим Петром
За неведомым покуда
Первым русским серебром.

Где-то около Аргуни,
Без приметы и следа,
Под землей лежала втуне
Дюже знатная руда.

“От поверхности неблизко,
Но пробить возможно шьрек”, -
Как писал в своей отписке
Очень верный человек.

После победы над шведами из Сибири пришла радостная весть: серебро нашли - стала Русь богата.

По трактам, скованным морозам,
С Аргуни в стольный град Петра
Они тогда везли обозом
Тугие слитки серебра.

Сам Петр Безродного приметил,
Он у Монетного двора
Стоял в тот день, от счастья светел,
Смотрел на горы серебра.

- Твоя усердная заслуга
Явила нам достойный клад, -
И обнял Петр его, как друга:
- Ты заслужил больших наград.

Тебе и промысел свободный
Даю от податных трудов,
Но ты отныне не Безродный,
Отныне ты – Сибиряков!

Тебе открыта вся Россия,
Иди хоть в Тверь, хоть в Колыму,
Верши дела свои большие
По усмотренью своему.

Ты как бы сын всея Сибири!
Хоть далека она пока,
О ней узнают в целом мире,
В ней всяких кладов – на века!

Иван Сибиряков исколесил всю Сибирь вдоль и поперек, занося на карту все, что вызывало его интерес: Ангару, где позже станет ГЭС; нашел на Маме мусковит; у витимских скал приглядел железо; “черный камень отыскал, что пламенем горит”; на Оби попал в топь и увидел волшебные огни болотного газа, т.е. открыл нефтеносную Тюмень. Он был настоящий сибиряк Иван Сибиряков. Сын его Степан дружил с Ганнибалом, арапом Петра, который после смерти царя был сослан в Сибирь. Он ставил посты - заставы “вдоль Сибири сплошной засов!… С той поры на замке граница”. Сын Степана Семен прожил очень мало

Каких-то двадцать с лишком лет.
Он был убит в атаке смелой
В сраженье под Бородином.
И вот, как божья милость,
В тот самый траурный момент
На белый свет дитё явилось…

И от него еще один росток пошёл, и “был он прадедов достоин и честь России поддержал”. В честь следующего Сибирякова Александра, человека богатого, но доброго и помогающего открывателям деньгами, был назван новый остров в Карском море, а после смерти ледокол в его честь. “По всей России с той поры пошли Сибиряковы”. Сибиряковский род надёжный, благородный, гостеприимный, щедрый, во всех делах толковый. Сибиряковы были рыбаками, молотобойцами, моряками, художниками, поэтами, были большевиками и брали Зимний, сражались в битвах под Москвой, освобождали Берлин. “Везде он есть Сибиряков, прародственник Ивана”. Все на подъём они легки, трудяги, острословы.

б) красота труда в стихотворениях поэта.

Мастер на все руки, Граубин высоко ценит рабочее мастерство, и в своих стихотворениях раскрывает красоту труда. Его творческий мир – это мир кипучей, увлекательной деятельности, без которой жизнь немыслима.

Прослушайте стихотворение “Всеумейка” и подумайте: почему автор так назвал свое стихотворение?

(Ученик читает стихотворение “Всеумейка”)

Все она на свете может:
Дом построит, печку сложит.
Переплавит в сталь руду.
Спилит лес, склепает лодку.

В море выловит селедку,
Отольет сковороду.
Всеумейка и всезнайка.
С тротуаров смоет пыль,

Ежедневно, ежечасно
Что-то делает она.
Даже небо ей подвластно
И морская глубина.

То болта до звездолета,
От подлодки до клюки
Может все она, Работа, -
Десять пальцев, две руки!

Шайбу выточит и гайку,
Сапоги сошьёт и майку,
Соберет автомобиль.

(Ответ на заданный? - Почему так названо стихотворение?)

Что надо иметь, чтобы быть Всеумейкой? (Желание трудиться, все научиться делать)

С большой теплотой и уважением рассказывает Георгий Рудольфович о трудной работе хлебопашца. Сколько сил, здоровья, времени тратят земледельцы, чтобы вырасти хлеб и накормить людей. Вот как об этом говорится в стихотворении “Зернышко”.

Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок:
Видишь, пробивается
Хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода.

Перед ним, малюсеньким,
Крошечным зерном,
Долго думу трудную
Думал агороном.

Для него, для зернышка,
Через всю страну
Комсомольцы ехали
Жить на целину.

А потом с тревогою
Весь народ весной
Замирал над сводками
Трудной посевной…

Зернышко проклюнулось,
Зернышко растет!
Значит, булки белые
Будет есть народ.

Наклоняя голову,
Слушал, не дыша,
Теплится ли в зернышке
Хлебная душа.

  • Какая главная мысль этого стихотворения?
  • К чему призывает автор своих читателей?

в) отражение нравов и обычаев жителей края в стихотворениях.

Знает он обычаи и привычки местных людей, весело и шутливо рассказывает он о них.

(Ученик читает стихотворение “Пельмени”).

Это блюдо – скороварка,
Что живет уже века
Как бы фирменная марка
Едока – сибиряка.

На Аргуни и на Лене
В избах всех сибирских сел
Прежде выставят пельмени,
А потом уже хлеб-соль.

Лепят всей семьей пельмени,
Наготовят целый воз
И скорей выносят в сени,
В стылый воздух , на мороз.

Занимают мало места -
Хоть куда с собой бери -
Эти камешки из теста
С колобком мясным внутри.

Если чей-то путь далек -
Он заходит в сени,
Нагребает в вещмешок
Мерзлые пельмени.

В лес ли едет он верхом,
В дровнях ли за сеном,
Путь далекий нипочем
Камешкам – пельменям.

Будет в поле пища в срок
И в лесной строжке.
Был бы только котелок
Да большие ложки.

г) природа Забайкалья.

Особая любовь Георгия Рудольфовича – богатейшая природа родного Забайкалья. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется “Веселый год”.

Прослушайте стихотворение “Зима” и подумайте: почему герою весело жить зимой? (Ученик читает стихотворение “Зима” под музыку П.И.Чайковского “Времена года”)

Как полотно простынное,
Пороша на полях.
А ели в шерстке инея,
Как в белых свитерах.

Под щит, морозом кованный,
Забился ручеек.
Ветрами утрамбованный,
Скрипит, скрипит снежок.

Как головешки, вороны
На этой белизне,
На зимние диковинки
Смотреть забавно мне!

Вот мама входит весело
С мороженым бельем:
Его сушить повесила,
Оно взялось колом.

И я трясусь от хохота:
Сорвавшись, на меня
Летят с железным грохотом
Трусы и простыня!

А следом – чудо новое:
Был папа на реке
И воду родниковую
Домой принес в мешке.

Как гири, в бочку падают
Большие глыбы льда.
Кого же не обрадует
Стучащая вода!

Я подышал на синее
Оконное стекло -
Оно покрылось инеем
И сразу расцвело.

Сливаясь с занавесками,
Возник пейзаж лесной…
И я подумал: весело
Бывает жить зимой!

(Ответ на ?) - Какое настроение у этих произведений? Что их объединяет?

У Граубина есть редкостный дар – увидеть в окружающем необыкновенное и поделиться своим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного снега, он нашел столько разнообразных оттенков знакомых вам не понаслышке. (Ученик читает стихотворение “Снег”).

Снега в нас в Сибири
На всякий вкус и цвет.
Наверно, в целом мире
Снегов подобных нет.
Бывает снег колючим,
Бывает снег скрипучим.
А есть литой,
Крупчатый,
Как рожь, ядреный снег,
Хоть загребай лопатой
И засыпай в сусек!
Бывает снег пушистым,
Бывает черствым снег
И даже каменистым,
Как высохший чурек.
А есть, как мяч, упругий,
Спрессованный пургой, -
Его ни взрезать плугом,
Ни распилить пилой…
Придет неумолимо
В край сибирский
Снег
И в будущую зиму,
И в двадцать первый век.
Он будет всяким:
Блеклым
Блестящим, как слюда,
С дорожной пылью в порах,
Сухим, как в банке порох,
Таким сырым и мокрым,

Что липнет даже к стекла

Но хоть немного теплым не будет никогда.

- Какое настроение передает стихотворение?

- Какие оттенки имеет снег?

6. Словарная работа над лексическим значением слов, запись их на доске и в тетрадях: скрипучий, колючий, литой, крупчатый, ядрёный, пушистый, черствый, каменистый, упругий, спрессованный, блеклый, блестящий, сухой, мокрый.

  • Как называются эти слова? (эпитеты)
  • С какой целью поэт использует их?

7. Работа с репродукцией картины К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачёво”.

Русского художника Константина Федоровича Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа.

- Рассмотрите картину “Русская зима. Лигачёво” и скажите: что общего в стихотворении Г. Р. Граубина и репродукции К. Ф. Юона “Русская зима. Лигачёво”? (Обилие снега. Любовь к родной природе.)

г) Родная природа в стихотворениях Граубина.

Стихотворения Граубина о природе – результат пристального и любовного отношения к каждой подробности жизни забайкальской тайги. Его нежная любовь к родному краю, раскрывает раздумья путешественника, исследователя, натуралиста, тонкого наблюдателя и ценителя природы.. Острое зрение и чуткий слух поэта позволили ему наблюдать и слышать, как в проливной таежный дождь “стирают росомахи, запрятавшись в кусты, мохнатые рубахи, ушанки и унты”, как терпит синяки за свою любовь к музыке косолапый медвежонок, как ловит рыбку на дне реки воробышка – водолаз. Послушайте стихотворение “ Погорельцы” и выделите главную мысль.

Лес кормил зверей и птиц,
Укрывал в мороз и зной.
Но деревья пали ниц,
Стали пеплом и золой.
Нет ни лёжек, ни берлог,
Только угли там и тут.
На чужбину без дорог
Белки – нищенки бредут.
Ковыляют кое-как,
От ушей до пят черны.
Заяц больше не русак,
Еле тащится коза,
Лось бредет, едва живой,
Воспаленные глаза
Переполнены тоской.
Волк обнюхал их следы
И ушел. Таков закон:
В час всеобщей их беды
Никого не тронет он.
Перед горем все равны,
Драки, распри – все в былом,
Вместе ищут новый дом.

- К чему призывает автор этим стихотворением?

Знакомя своих читателей с повадками лесных зверей, объясняя законы тайги, поэт подводит нас к выводу…К какому?… Давайте его сейчас определим, посмотрев, инсценировку стихотворения “Охотники”.

8. Инсценировка стихотворения “Охотники”. (Читают 2 ученика.)

- Что ты, охотник, принес из тайги?

- Шкуру медведя, клыки кабарги.

- Ну, а еще что?

- Косача, глухаря.

- Значит, ты версты отмеривал зря. Как твой товарищ?

- Вернулся пустым: все любовался пейзажем лесным.

- Белку - смешно! – не стрелял – рисовал,

- Нюхал пионы, подснежники рвал,

- Щелкал на пленку оленей и коз…

- Вот кто с охоты богатство принёс!

9. Беседа по содержанию стихотворения.

- Так к какому выводу подводит нас поэт? (Беречь природу своей страны, нести ответственность за нее и братьев наших меньших – обязанность каждого человека нашей Родины).

10. Итог урока.

- Чем проникнуто творчество нашего земляка?

- К чему он призывает своими стихами? (Беречь природу – значить любить Родину, быть Гражданином России).

11. Д/.з. – творческое: выучить на выбор стихотворение, нарисовать рисунок к этому стихотворению.

Приложения.

Портрет поэта

Слайды с природой Забайкалья

Репродукция картины К. Ф. Юона


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21