Преподавание литературы Открытый урок по литературе на тему: "Что может быть милей бесценного родного края?" (по стихотворениям Г.Ф. Граубина)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.25 Просмотров: 2085 Шаферова Наталья Константиновна, учитель русского языка Задачи – познакомить с личностью и творчеством забайкальского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, раскрыть многогранность его таланта, выраженного в тематике его стихотворений, показать любовь поэта к родному краю, донести до детей его призыв о бережном отношении к природе. Оборудование: портрет поэта, выставка его книг, рисунки по стихотворениям, фотографии Забайкалья, музыка П.И.Чайковского “Времена года”, картина русского художника К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачёво”. Методические приемы: выразительное чтение стихотворений учащимися, рассказ учителя, использование мультимедиа. План урока. 1. Орг. момент. 2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя. Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Все силы своей души, знания и умения, самоотверженный труд и даже жизнь отдавали русские люди Родине, потому что право называться человеком получает лишь тот, кто по – настоящему любит свою Родину. Милая Родина! Сколько светлых мыслей и чувств связано с этим словом: Русь, Россия, Родина. Много написано стихотворений, песен, картин о русской природе и родном крае. Сегодня мы познакомился с творчеством нашего земляка читинского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, проследим, как отражается тема Родины в его стихотворениях. 2. Рассказ учителя о поэте. (На экране портрет поэта, фотографии нашего края) Георгий Рудольфович Граубин – коренной забайкалец. Он родился 11 июля 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Его жизнь и творчество тесно связаны с родным краем. Прослушайте стихотворение поэта и скажите, какие черты родного края он отразил здесь? 3. Чтение стихотворения “Чита” учеником:
Длинно люди не умеют говорить. (Ответ на, заданный перед чтением) 4. Продолжение рассказа учителя о творчестве поэта. Учёба в обычной школе, затем школа железнодорожных техников и начало пути в рабочем коллективе Читинского паровозовагонноремонтного завода в 1951 году. Здесь он начинает писать стихотворения, вошедшие в сборник “Утренний гудок”. Герои этих стихотворений - рабочие, товарищи по заводу. Потом работает журналистом, и появляются его новые сборники: “Любознательный народ”, “Говорящие каракули”, “Происшествие в 4-б”, “Замри - отомри”, “Чем пахнут ветра”, “Ссора в грамматике”, “Таежный телеграф”. (Обращаю внимание на выставку книг поэта, спрашиваю: какие книги читали, что запомнилось, что понравилось). Пишет он не только для детей, но и для взрослых. Пробовал свои силы в драматическом жанре и написал пьесу “Жил в тайге медведь учёный”, поставленную на сцене Читинского драматического театра. За свою творческую и общественную работу Георгий Рудольфович награжден званием “Заслуженный работник культуры РСФСР”. 5. Темы стихотворений Граубина. Стихи Граубина – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных. Темы его стихотворений самые разные: здесь история нашей страны и родного края, трудовые будни забайкальцев и их обычаи, щедрая природа Забайкалья, времена года, лесные обитатели и забавные, озорные стихи о детях. а) история нашей Родины и края. Прекрасно зная историю нашей страны и нашего края, он в стихотворении “Сибиряковы и Сибирь” проследил родословную Ивана Безродного, отправленного Петром Великим на поиски серебра в Сибирь с XVIII века до наших дней.
После победы над шведами из Сибири пришла радостная весть: серебро нашли - стала Русь богата.
Иван Сибиряков исколесил всю Сибирь вдоль и поперек, занося на карту все, что вызывало его интерес: Ангару, где позже станет ГЭС; нашел на Маме мусковит; у витимских скал приглядел железо; “черный камень отыскал, что пламенем горит”; на Оби попал в топь и увидел волшебные огни болотного газа, т.е. открыл нефтеносную Тюмень. Он был настоящий сибиряк Иван Сибиряков. Сын его Степан дружил с Ганнибалом, арапом Петра, который после смерти царя был сослан в Сибирь. Он ставил посты - заставы “вдоль Сибири сплошной засов!… С той поры на замке граница”. Сын Степана Семен прожил очень мало
И от него еще один росток пошёл, и “был он прадедов достоин и честь России поддержал”. В честь следующего Сибирякова Александра, человека богатого, но доброго и помогающего открывателям деньгами, был назван новый остров в Карском море, а после смерти ледокол в его честь. “По всей России с той поры пошли Сибиряковы”. Сибиряковский род надёжный, благородный, гостеприимный, щедрый, во всех делах толковый. Сибиряковы были рыбаками, молотобойцами, моряками, художниками, поэтами, были большевиками и брали Зимний, сражались в битвах под Москвой, освобождали Берлин. “Везде он есть Сибиряков, прародственник Ивана”. Все на подъём они легки, трудяги, острословы. б) красота труда в стихотворениях поэта. Мастер на все руки, Граубин высоко ценит рабочее мастерство, и в своих стихотворениях раскрывает красоту труда. Его творческий мир – это мир кипучей, увлекательной деятельности, без которой жизнь немыслима. Прослушайте стихотворение “Всеумейка” и подумайте: почему автор так назвал свое стихотворение? (Ученик читает стихотворение “Всеумейка”)
(Ответ на заданный? - Почему так названо стихотворение?) Что надо иметь, чтобы быть Всеумейкой? (Желание трудиться, все научиться делать) С большой теплотой и уважением рассказывает Георгий Рудольфович о трудной работе хлебопашца. Сколько сил, здоровья, времени тратят земледельцы, чтобы вырасти хлеб и накормить людей. Вот как об этом говорится в стихотворении “Зернышко”.
в) отражение нравов и обычаев жителей края в стихотворениях. Знает он обычаи и привычки местных людей, весело и шутливо рассказывает он о них. (Ученик читает стихотворение “Пельмени”).
г) природа Забайкалья. Особая любовь Георгия Рудольфовича – богатейшая природа родного Забайкалья. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется “Веселый год”. Прослушайте стихотворение “Зима” и подумайте: почему герою весело жить зимой? (Ученик читает стихотворение “Зима” под музыку П.И.Чайковского “Времена года”)
(Ответ на ?) - Какое настроение у этих произведений? Что их объединяет? У Граубина есть редкостный дар – увидеть в окружающем необыкновенное и поделиться своим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного снега, он нашел столько разнообразных оттенков знакомых вам не понаслышке. (Ученик читает стихотворение “Снег”).
Что липнет даже к стекла Но хоть немного теплым не будет никогда. - Какое настроение передает стихотворение? - Какие оттенки имеет снег? 6. Словарная работа над лексическим значением слов, запись их на доске и в тетрадях: скрипучий, колючий, литой, крупчатый, ядрёный, пушистый, черствый, каменистый, упругий, спрессованный, блеклый, блестящий, сухой, мокрый.
7. Работа с репродукцией картины К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачёво”. Русского художника Константина Федоровича Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа. - Рассмотрите картину “Русская зима. Лигачёво” и скажите: что общего в стихотворении Г. Р. Граубина и репродукции К. Ф. Юона “Русская зима. Лигачёво”? (Обилие снега. Любовь к родной природе.) г) Родная природа в стихотворениях Граубина. Стихотворения Граубина о природе – результат пристального и любовного отношения к каждой подробности жизни забайкальской тайги. Его нежная любовь к родному краю, раскрывает раздумья путешественника, исследователя, натуралиста, тонкого наблюдателя и ценителя природы.. Острое зрение и чуткий слух поэта позволили ему наблюдать и слышать, как в проливной таежный дождь “стирают росомахи, запрятавшись в кусты, мохнатые рубахи, ушанки и унты”, как терпит синяки за свою любовь к музыке косолапый медвежонок, как ловит рыбку на дне реки воробышка – водолаз. Послушайте стихотворение “ Погорельцы” и выделите главную мысль.
- К чему призывает автор этим стихотворением? Знакомя своих читателей с повадками лесных зверей, объясняя законы тайги, поэт подводит нас к выводу…К какому?… Давайте его сейчас определим, посмотрев, инсценировку стихотворения “Охотники”. 8. Инсценировка стихотворения “Охотники”. (Читают 2 ученика.) - Что ты, охотник, принес из тайги? - Шкуру медведя, клыки кабарги. - Ну, а еще что? - Косача, глухаря. - Значит, ты версты отмеривал зря. Как твой товарищ? - Вернулся пустым: все любовался пейзажем лесным. - Белку - смешно! – не стрелял – рисовал, - Нюхал пионы, подснежники рвал, - Щелкал на пленку оленей и коз… - Вот кто с охоты богатство принёс! 9. Беседа по содержанию стихотворения. - Так к какому выводу подводит нас поэт? (Беречь природу своей страны, нести ответственность за нее и братьев наших меньших – обязанность каждого человека нашей Родины). 10. Итог урока. - Чем проникнуто творчество нашего земляка? - К чему он призывает своими стихами? (Беречь природу – значить любить Родину, быть Гражданином России). 11. Д/.з. – творческое: выучить на выбор стихотворение, нарисовать рисунок к этому стихотворению. Приложения. Портрет поэта Слайды с природой Забайкалья Репродукция картины К. Ф. Юона Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |