Преподавание русского языка Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 7-м классе по теме: "Причастие"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.24 Просмотров: 1891 Бычкова Валентина Владимировна, учитель русского и литературы Форма урока: урок-практикум Цели урока:
Оборудование: таблицы по теме “Причастие”, индивидуальные карточки, тесты, картина Маковского “Дети, бегущие от грозы”. Эпиграф: Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.(Пословица.) Ход урока1. Организационный момент 2. Сообщение цели урока Сегодня на уроке мы обобщим сведения о причастии, закрепим знания о правописании причастий, о выделении причастных оборотов запятыми на письме, употреблении причастий в речи. 3. Устная разминка для класса Что называется причастием? Какие вы знаете причастия? Какова синтаксическая роль причастий? В каких стилях речи уместно активное употребление причастий? (В книжном, в художественной литературе, поэзии.) Какова роль причастного оборота в предложении? Что знаем о правописании причастий? (Примеры приводятся из домашних упражнений.) А) Во время устной разминки несколько учеников работают на местах по индивидуальным карточкам. Задания даются по теме “Причастие”. Б) Два ученика работают у доски. Задание: Согласовать причастия и прилагательные с определяемыми словами. Вставить окончания, выделить суффиксы, расставить знаки.
4. Продолжение работы с классом Эпиграфом к уроку являются слова из пословицы. А) Как понимаете эту пословицу? Б) Есть ли причастия в данной пословице? Что можно сказать об их правописании и их применении? В) Письмо по памяти. Записать данную пословицу, графически объяснить написание не с причастиями. Вывод: надо учиться грамотно, красиво выражать свои мысли, и в этом помогает причастие. 6. Проверка заданий, выполненных на доске и по карточкам (работают консультанты, анализируют работу учащихся, оценивают) 7. Синтаксический разбор предложения. Объяснить пропущенные орфограммы, расставить знаки Книга созда…ая человеческ… умом является нашим учителем. (Делается вывод о значении художественной литературы.) 8. Словарный диктант “Проверь себя”. Учитель диктует слова, которые записываются учениками в два столбика. (Перед работой необходимо вспомнить правописание н и нн в причастиях, прилагательных, существительных.)
(Самопроверка по образцу.) 9. Тест (н и нн в прилагательных и причастиях). Обвести кружком номер словосочетания, в котором: А) пишутся нн 1. Свежемороже.. ые овощи, 3.груже…я баржа, 2. Фарширова…ый перец, 4.смышле…ый малыш; Б) пишется н 1. Варе…ый картофель, 3.Организова…ая шефами, 2. Убра…ые вещи, 4.Потуше…ые огни; В) пишутся нн 1. Дитя ипуга…о. 2. Огни потуше...ы. 3. Реше…ая задача. 4. Суше…ые ягоды. Г) пишется н 1. Слома…а ребенком. 2. Броше…ый камень. 3. Искуса…ый комаром. 4. Вытка…ый ковер. (Взаимопроверка.) 10. Конструирование предложений Задание: Образовать от глагола с зависимым словом причастный оборот. Графически объяснить знаки препинания. А) Мы вошли в лес (осветить) лучами осеннего солнца. Б) Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце. В) Прекрасны клены (одеть) в багряную листву. Г) (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках. Найти причастие по схеме: Приставка Корень Суффикс Окончание 11. Объяснительный диктант Задание: Запись с графическим объяснением написания не и суффиксов причастий.
12. Творческая работа по картине Маковского “Дети, бегущие от грозы” Цель: Показать, что с причастиями и причастными оборотами описание картины может быть более ярким и точным. Задание: По опорным словам и словосочетаниям составить текст. Гроза (приближающаяся, надвигающаяся…); Небо (потемневшее…); Ветер (усиливающийся, налетевший…); Рожь (желтеющая…); Дети (испуганные, убегающие…); Волосы (растрепанные…); Сердце (замирающее …); Молния (сверкающая…); Братишка (обнявший…); Мостик (прогнувшийся…). (Можно употреблять свои причастия и причастные обороты) 13. Проверка творческого задания 14. Подведение итогов 15. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |