Преподавание литературы Урок–социализация литературного чтения в 4-м классе. Очерк Ю.Я. Яковлева «Право на жизнь»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.22 Просмотров: 3438 Никитина Марина Сергеевна, учитель начальных классов Оборудование:
I. Мобилизующий этап. - Ребята, представьте, что у вас в руках чудесный хрустальный шар. От падающего из окон света он переливается всеми цветами радуги (ученики "поворачивают" в руках представляемый хрустальный шар). - Пусть ваши знания и умения также ярко освещают работу на уроке! - Есть те, кто хочет взять сегодня "Защитный лист"? (для ребят, которые по уважительным причинам не могут активно работать) II. Актуализация полученных ранее знаний. 1. Речевая разминка. На доске текст: Молодец, если читаешь 2 0 1 очень много разных книг! 3 0 1 1 - Прочитайте эту фразу: на выдохе; на вдохе (хоровое чтение). - Составьте предполагаемую партитуру, т.е. укажите паузы, главные слова, понижение или повышение голоса (1 ученик работает у доски с объяснением). - Жужжащее хоровое чтение по составленной партитуре. - Показательное чтение по партитуре (заслушиваются 2-3 ученика). - Давайте оценим чтение ребят. 2. Определение темы урока. - Если догадаетесь, что обозначают цифры под словами в этом тексте, то сможете определить тему урока (при соотнесении цифр и порядковых номеров букв в словах получается слово "очерк"). - Да, сегодня будем работать над очерком Ю.Я.Яковлева (открывается портрет автора и слово "очерк"). 3. - Ребята, а что такое "очерк"? (заслушиваются высказывания 1-2 учеников) 4. - Соедините фамилии авторов и заголовки изученных очерков (работа на карточках в парах; 2 человека работают на переносных досках)
- Проверим! Где была ловушка? (В.Катаев "Сын полка") - Почему? (это повесть) - Проверим ребят за доской! (проверяется и оценивается работа учеников за доской) III. Работа над новым материалом. 1. - Подберите такое слово, чтобы оно могло закончить все три эти предложения! На доске:
- Верно, это слово - "права". - Сегодня мы познакомимся с очерком Ю.Яковлева "Право на жизнь" и расширим для себя понятие "право". 2.Определений целей урока. - Посмотрите на с. 128 учебника и подумайте, какие же цели будут достигаться на уроке? Используйте листы целеполагания (перечень возможных целей урока литературного чтения: - учиться лучше читать; - слушать "музыку слова", - узнавать мир с помощью книг, - развивать свою речь, - работать над голосом, - создавать новое; выслушиваются 3-4 ученика). 3.- Юрий Яковлевич Яковлев - российский писатель, любимый не одним поколением детей и юношества. "Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говориться, на огонек, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом. Мой дом - мои книги, а мои герои - люди, ради которых читатель переступает порог моего дома". Так говорил Юрий Яковлев. 4. - Я предлагаю вам послушать очерк Ю.Яковлева "Право на жизнь" (чтение текста учителем). Проверка первичного восприятия: - Вам понравился очерк? - О ком этот очерк? (после ответа учащихся "О детях!" вывешивается плакат с изображением ребенка) - Попробуйте назвать тему очерка (выслушиваются 3-4 варианта ответа, правильный ответ: права детей). - Определите тип текста? (рассуждение) - Хочется самим прочитать это произведение? 5. - Прочитайте очерк самостоятельно, а затем предлагаю вам выполнить задания в группах (каждой группе выдается своя карточка:
- Проверим работу в группах! (представители каждой группы защищают свой ответ; после ответа представителей 1 группы около плаката с изображением мальчика вывешиваются слова "Конвенция о правах ребенка" в виде обрамляющего кольца). 6.- А теперь сфокусируйте взгляд на поле чтения и ответьте на вопросы (фронтальная беседа): - Что значит - "человек счастлив"? - Попробуйте привести примеры, когда человеку необходима защита? - Почему взрослому человеку легче постоять за себя, чем ребенку? - Найдите разницу между словами "ребенок" и "несмышленый младенец"? - Объясните выражение: "сосредоточен в матери". - Как автор приветствует родившегося ребенка? - С чем автор сравнивает конвенцию? Можно ли это выражение назвать метафорой? - Что такое "метафора"? - Как автор указывает на важность права на жизнь? - Можете назвать идею этого очерка? (выслушиваются 3-4 ученика) - Верно, каждый ребенок имеет право на жизнь! 7.- Найдите значащее слово в 1 абзаце (права) - Найдите значащее слово во 2 абзаце (защита) - Прочитайте текст еще раз про себя, а после чтения прошу поставить любой, на ваше усмотрение, знак между этими двумя словами и обосновать свой выбор (на доске слова "права" и "защита" написаны с промежутком). - Какой знак вы поставите между этими словами? (знак "=") - Я с вами согласна, это знак "равно"! Физкультминутка Давайте отдохнем. Представьте себе, что вы - куклы-марионетки, т.е. куклы на веревочках. Выполняйте мои команды! Руки вверх, наклон, присели. Еще раз. - Я не хочу, чтобы вы были и в жизни вот такими куклами - марионетками и вами можно было манипулировать. 8. - Какой же главный документ, защищающий вас, детей? ("Конвенция о правах ребенка"; выставляется брошюра) - Давайте найдем значение этого слова в словаре: Конвенция - международное соглашение по какому-либо вопросу. - А еще вас защищают эти документы: "Декларация прав человека", "Семейный кодекс", "Конституция Российской Федерации" (выставляются брошюры). - Конвенция - сложный документ, давайте разберемся, почему он имеет такую силу. Конвенция основана на 4 важнейших принципах. - Посмотрите на эту фотографию (фото детей разных национальностей; с разном цветом кожи). Как вы думаете, эти дети в защите нуждаются одинаково? (выслушиваются 1-2 ответа) - Конечно, одинаково. В этом и заключается первый принцип Конвенции о правах ребенка: "Государства-участники Конвенции уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национальности". - Второй принцип Конвенции: "Наилучшее обеспечение ребенка". "Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия". - Третий принцип: "Право на жизнь, выживание и развитие". - Четвертый принцип Конвенции: "Уважение взглядов детей". "Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его". 9. - Вот вы - дети (обращается внимание на плакат с изображением ребенка). - Стрелками я изображу проблемы, которые могут навредить вам. - А чем же является Конвенция для вас? (выслушиваются 2-3 ответа учащихся; акцентируется правильный ответ- "Защитой!") - Как предложите ее изобразить? (кругом вокруг ребенка) - Этот символ защиты прав детей помогли нам составить очерк Ю.Яковлева и сам документ Конвенция. 10.- А в школе ваши права защищает социальный педагог. ( росмотр видео-обращения социального педагога школы к учащимся, содержащее представление, перечисление функциональных обязанностей и указание местонахождения). IV. Итог: 1.- У вас картонные человечки. У них нет своего мнения, чувств, они не знают, какими они хотят быть (у всех учащихся карточки с изображением ребенка). - Давайте оживим их! Как вы думаете, если бы все люди соблюдали Конвенцию, эти документы, в мире было бы спокойнее? - А какими качествами должен обладать человек, чтобы соблюдать все законы? (выслушиваются ответы 3-4 учащихся) - Выберите нужные на ваш взгляд качества и отметьте их плюсом (на карточке перечислены: доброта, трудолюбие, честность, справедливость, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, старательность, любознательность). - Кто идет на подиум? (желающие представляют свой ответ с объяснением у доски) - Эти качества определяют такое важное качество личности как человеколюбие! (вывешивается карточка со словом "человеколюбие" под символом защиты детей) - Оцените ответы одноклассников с помощью листа параметров: - правильность; - четкость; - выразительность; - донесение смысла; - донесение чувства; - логика ответа; - творчество). 2.- Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы Дембо-Рубинштейна (класс находится в условиях системы безотметочного обучения). 3.- Для чего Ю. Яковлев поделился с нами этим очерком? (выслушиваются несколько вариантов ответа) - А теперь давайте встанем в круг! Я хочу рассказать вам чудесное стихотворение!
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |