Преподавание русского языка Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.22 Просмотров: 3139 Мишкина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы Цель урока: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения. Знать: признаки однородных членов предложения, изобразительно-выразительную роль данных конструкций. Уметь: находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы, конструировать предложения с однородными членами; видеть и исправлять грамматические ошибки в предложениях с данными конструкциями. ХОД УРОКАI. Оргмомент. Вступительное слово учителя.– Сегодня мы завершаем изучение темы “Однородные члены предложения”. Этот обобщающий урок мы посвятим закреплению умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах; узнаем, какими стилистическими возможностями обладают конструкции с однородными членами, и будем учиться предупреждать грамматические ошибки – задача нелегкая, но нужная. II. Повторим изученное.1. – На доске схема, заполнив которую, вспомним группы сочинительных союзов. (У доски три ученика заполняют таблицу (каждый свою колонку) и устно приводят по одному примеру на употребление союза.)
Блиц – опрос. (В это время с классом учитель проводит блиц-опрос.) 1. Однородные члены предложения – это всегда слова одной части речи? (Нет.) 2. Однородные члены соединяются только союзами? (Нет.) 3. Союз да всегда соединительный? (Нет, он может быть противительным.) 4. В предложении На поляне росли большие красные маки есть однородные определения? (Нет, определения характеризуют предмет с разных сторон.) 5. Перед какой группой сочинительных союзов всегда ставится запятая? (Перед противительными союзами.) 6. Запятая перед одиночным, неповторяющимся союзом или ставится? (Нет.) (Далее проверяем работу учащихся с таблицей.) 2. Графический диктант. – Идем дальше. Ребята, когда перед союзом да запятая не ставится? Итак, задание. Поставьте в тетради цифры от 1 до 6 в два столбика; наличие запятой в предложении с однородными членами отмечать знаком “+”, отсутствие запятой между однородными членами – знаком “-”. (На обратной стороне доски работает учащийся.) 1. Много прочел, да мало учел. 2. Щи да каша – пища наша. 3. Голова завита, да не делом занята. 4. Снайпер бьет редко, да попадает метко. 5. Отсталый да ленивый всегда позади. 6. Мал золотник, да дорог. Проверим. Ключ
– У кого есть ошибки? В каком предложении? Проведите замену союза. – В каком стиле речи чаще всего используется союз да? – Вы правы. Поэтому не случайно прозвучали пословицы – источник народной мудрости. 3. Дифференцированное задание. – Часто в предложении встречается несколько рядов однородных членов. Это требует вдумчивого отношения при постановке знаков препинания. Механическое применение правил в этих случаях невозможно. Вот для того чтобы выработать прочный навык постановки знаков препинания, еще одно задание. Его выполняем по группам. 1 группа учащихся записывает предложения под диктовку, определяет синтаксическую роль однородных членов; 2 группа составляет только схемы диктуемых предложений. (У доски работает учащийся 2 группы.) 1. А.С. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
– Проверяем. III.– Последнее предложение А. Куприна о богатстве русского языка станет мостиком ко 2 части урока – “Изобразительно-выразительная роль предложений с однородными членами”. 1. Слово учителя. – Русский язык, русское слово в умелых руках и в опытных устах – великое чудо. Вот что писал о нем поэт Н. Гумилев в 1921 году в стихотворении “Слово”. В оный день, когда над миром новым Говорить и писать так, чтобы сохранить “осиянность” слова, чтобы оно не стало мертвым, скучным, блеклым, а обрело “царственность” (“царственное слово”,– писала А. Ахматова), наверное, этому надо учиться всю жизнь. Но знания и мастерство накапливаются постепенно, шаг за шагом, и наш урок станет маленькой ступенькой на пути к овладению тайнами хорошей речи. Сделать ее яркой, эмоциональной помогают специальные средства выразительности, многие из которых связаны с употреблением однородных членов предложения. 2. Выступление творческой группы учащихся. – Творческая группа учащихся дома подготовила к уроку сообщение о том, какими стилистическими возможностями обладают предложения с однородными членами на примере произведений А.С. Пушкина. Заслушаем их. (План сообщения оформляется на доске по ходу выступления творческой группы, учащиеся записывают его в тетради.) Запись на доске:
Сообщение учащихся творческой группы Однородные члены предложения занимают достойное место в эмоциональной речи и являются одним из важнейших изобразительно-выразительных средств. Поэтому задача нашей небольшой исследовательской работы – рассмотреть стилистические возможности предложений с однородными членами на материале произведений А.С. Пушкина. Часто в художественной речи при помощи однородных членов образуются ряды эпитетов, которые являются ярким средством словесной наглядности. Так, в стихотворении А. Пушкина “К морю” читаем:
Употребление ряда однородных определений-эпитетов (скучный, неподвижный брег; тихая, блистающая краса) помогает поэту полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость. В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин, используя однородные члены, рисует эмоциональный портрет героини:
Эта же синтаксическая конструкция позволяет поэту дать емкое, краткое описание интерьера, быта помещика:
Итак, однородные члены предложения являются ярким средством словесной наглядности и играют важную роль в описаниях пейзажа, интерьера, черт характера, внешности или отдельных предметов. Сильным и эффективным средством воздействия, средством усиления выразительности речи являются фигуры речи. При употреблении однородных членов возможно многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий. Ярким примером многосоюзия является следующий отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Полтава”:
Повтор союза И перед однородными членами усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи, делает ее плавной, тем самым обращает внимание слушателей на перечисляемые понятия. На фоне многосоюзия обретает выразительность и такая стилистическая фигура, как бессоюзие – сознательный отказ от соединительных союзов между однородными членами. Пример бессоюзия находим в “Полтаве”:
Эта стилистическая фигура придает высказыванию стремительность, динамичность, напряженность. Кроме того, бессоюзное перечисление предметных названий создает впечатление быстрой смены картин. Еще одно синтаксическое средство выразительности речи – парное соединение однородных членов. В роли однородных нередко употребляются антонимы. Выразительным примером этого приема стала характеристика героев романа А.С. Пушкина – Онегина и Ленского.
И последняя стилистическая функция однородных членов, на которой мы хотели бы остановиться, – создание комического эффекта. Часто писатели включают в ряд однородных членов разнородные понятия, как-то: Андрей Петрович Гринев выписал из Москвы годовой запас вина, прованского масла и француза, мосье Бопре, для воспитания Петруши. Под надзором Савельича на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. Итак, однородные члены предложения, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее точной, ясной, выразительной. И роль их в устной и письменной речи исключительно разнообразна. – Ребята, так какова стилистическая функция предложений с однородными членами? – Эти знания помогут вам выполнить следующее задание. 3. Дифференцированное задание. – Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок. На слайде: Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны. Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство, провода. – Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.) – У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему? – Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они “источник опасности”, так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. IV.Итак, переходим к 3 этапу урока, на котором проведем работу по предупреждению грамматических ошибок. Обратите внимание на слайд. На нем представлены наиболее типичные, часто встречающиеся ошибки в предложениях с однородными членами. Рассмотрим их.
1. – Научиться видеть грамматическую ошибку, определять её вид, а самое главное – исправлять её, поможет коллективное заполнение таблицы, которая перед вами на листах.
– Примеры предложений с грамматическими ошибками взяты из ваших сочинений по литературе. Называю вид ошибки, вы находите предложение, в котором она допущена. Чтобы сэкономить время, в колонке “Вид ошибки” предлагаю указывать только ее номер (см. на слайд “Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами”). Исправим первое предложение… Запишите его в исправленном виде. (Так проводится работа со всеми предложениями, данными в таблице.) 2. Самостоятельная работа. -Ребята, прочитайте сочинение ученицы 6 класса. Есть в нем предложения с грамматическими ошибками? Исправьте их самостоятельно. На слайде: Повесть “Метель” удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это произведение заинтересовало и понравилось мне необычностью сюжета. Снегопад, вьюга сыграли свою злую роль в судьбах героев. История Маши и Владимира учит обдуманности поступков и быть осмотрительными. Все произведения и стихи А.С. Пушкина мне очень нравятся. – Проверим. V. Рефлексия.– Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке. Зачем нам был нужен этот урок? Что нового вы узнали? – Что считаете нужным запомнить? Над чем надо поработать? – Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни? VI. Дифференцированное домашнее задание.1 группа. Написать сочинение-миниатюру по личным наблюдениям на тему “Зимнее утро” с использованием однородных членов. 2 группа. Задание имеет исследовательский характер. Тема работы – “Роль однородных членов предложения в стихотворении А.С. Пушкина “Зимний вечер”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |