Преподавание русского языка Тема урока «Односоставные предложения. Обобщение изученного» (8-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.20 Просмотров: 1907 Князева Татьяна Витальевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: таблички с названием видов односоставных предложений; распечатанные задания группам; карточки для проверочной работы; таблица по односоставным предложениям. План урока: I. Организационный момент. Ход урока1. Организационный моментУчитель: Сегодня мы должны повторить и обобщить сведения по теме “Односоставные предложения”; отработать умение находить односоставные предложения в тексте, определять их вид. Запишем число и тему урока в тетради. В русском языке предложения по строению грамматической основы делятся на односоставные и двусоставные. Объясните, что значит односоставные, двусоставные предложения? Как определить, односоставное ли перед вами предложение? Какие виды односоставных предложений вы знаете? (На доску – таблички с названием односоставных предложений. Каждая группа учащихся получает свою табличку) – У нас сегодня на уроке пять творческих групп, каждая группа представляет вид односоставного предложения. 2. О чем говорит название?1-я группа. Определенно-личные предложения. Название определенно-личные говорит о том, что достаточно легко определить лицо, которое совершает действие. Лицо определено, но не названо. Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин.) 2-я группа. Неопределенно-личные предложения. Название неопределенно-личные говорит о том, что действие производится неопределенным лицом. Деятеля определить трудно. В таких предложениях важно само действие, а не лицо, которое его производит.
3-я группа. Обобщенно-личные предложения. Название обобщенно-личные говорит о том, что действие имеет отношение ко многим людям, ко всем, к каждому. Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (Пословица.) 4-я группа. Безличные предложения. Название безличные говорит о том, что в таких предложениях нет и не может быть подлежащего, то есть действующего лица; действие существует независимо от действующего лица. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить (Ф.Тютчев.) 5 группа. Назывные предложения. Название назывные говорит о том, что такие предложения только называют явление или предмет, но не показывают действие. Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья (А.Фет.) Блиц-опрос Отвечает каждый участник творческой группы. Ответ: “да” – “нет”. 1-я группа. Определенно-личные предложения.
2-я группа. Неопределенно-личные предложения.
3-я группа. Обобщенно-личные предложения.
4-я группа. Безличные предложения.
Слово нет – сказуемое? 5-я группа. Назывные предложения.
3. Найди предложенияСуха теория, мой друг … Теперь потренируемся в поиске односоставных предложений. (Текст распечатан для каждой группы). Ночь. Тишина. Я иду по лунной дорожке. Мне хочется петь вместе с соловьем, хочется сказать кому-нибудь: “Как прекрасен мир, посмотрите!”. Но вокруг никого не видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда вижу маму. “Пойдем-ка домой, полуночница” – говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой. Найдите односоставные предложения, определите их вид. 4. Употребление односоставных предложений в речиРазличные виды односоставных предложений имеют определенное отношение к той или иной сфере общения. Расскажите об этом. 1-я группа. Определенно-личные предложения. Очень часто употребляются в художественной литературе, разговорной речи. Сфера употребления обширна. Особенно часто местоимения опускаются в стихах, т.к. личное местоимение не прибавляет нового смысла, но делает текст громоздким Пять лет пронеслось: все тоскую по Вас. (Лермонтов) Употребление их в речи делает ее живой, непринужденной, динамичной. 2-я группа. Неопределенно-личные предложения. Сфера употребления более узкая. Почти не встречается в научных трудах, в деловых документах, т.к. язык научных произведений, деловых бумаг не терпит никакой неясности. В разговорной речи употребляются, когда не хотят называть действующее лицо. 3-я группа. Обобщенно-личные предложения. Свойственны народной речи, выражают суждение общего характера: Смотришь – и глазам своим не веришь. 4-я группа. Безличные предложения. Безличные предложения, обозначающие явления природы (темнеет, вечереет), состояние человека (нездоровится, меня что-то гнетет), используются преимущественно в разговорной речи. 5-я группа. Назывные предложения. Чаще всего употребляются в художественной речи, публицистической. Находятся в начале текста, составляют цепочку, рисуют обстановку, в которой происходят события: Какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханное поле. Могут выражать приказ, приветствие. Добрый день! Счастливый путь! 5. Проверочная работаАнализ-исследование текста, распечатанного для каждого ученика. Запах осени Осень. В лесу пахнет влажной землей. Но главный запах осени – грибной. Запах сырого груздя ни с каким другими не спутаешь. Вот он-то и остановил меня на полянке. – Определите тему текста, тип речи и стиль текста. 6. Домашнее заданиеНаписать сочинение – миниатюру (тема свободная) с включением в него односоставных предложений. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |