Преподавание русского языка Педагогическая мастерская по развитию речи "Урок письма" или "Почта России помогает жить"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.17 Просмотров: 819 Турбина Ольга Николаевна, учитель русского языка литературы, зам.директора по ИКТ Наступили времена, когда у учителя есть возможность работать не по шаблону основного учебника, а творчески подходить к проведению занятий. Это и ребятам интересно и учителю дает возможность не стоять на месте, а идти в ногу с современными технологиями.. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь. Я очень часто провожу уроки с использованием наглядности, раздаточного материала, мультимедийного воспроизведения. Это помогает ребятам глубоко проникнуться изучаемым материалом, потрогать руками, что помогает развивать моторику рук, а вместе с тем и логическое мышление. Но сегодня мне хочется рассказать еще об одном методе, который я широко использую на уроках русского языка и литературы. Это метод педагогической мастерской (французской мастерской). На протяжении нескольких лет я использую на своих уроках деятельность французской группы Нового образования, ставящая целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка. Одним из основополагающих методов деятельности этой Группы является педагогическая мастерская. В последние годы этот метод используется во многих странах мира, т.к. идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:
Каждое занятие мастерской несет в себе огромный объем информации. Уникальность этого метода заключается в том, что его нельзя запланировать и расписать поминутно, потому что не знаешь, как повернется ход событий, как будут работать ученики. Мастер- учитель является на этом уроке Иваном Сусаниным, но вести он должен по правильному, только ему известному пути, но никто из ребят об этом не должен догадаться. Последний, обязательный этап мастерской – рефлексия, во время которой происходит осознание своей деятельности. Какие изменения произошли во мне? Был ли осуществлен первоначальный замысел? Конечно, в основе каждой мастерской – своя тайна, свой секрет, к разгадке которого и направлен процесс работы. Если этот процесс пережит вместе с мастером, если сам участник стал хоть немного исследователем, творцом, тогда тайна обязательно раскроется, подарив ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. В последнее время активно начали внедрять в практику методы обучения, связанные с использованием мультимедиа на уроках. Конечно, это значительно облегчает процесс обучения в плане объема информации, наглядности представляемого материала. Широко распространенный в современной педагогике метод проектов “работает” по тем же принципам, что и мастерская, поэтому он стал мне близок и понятен, и я использую его в своей практике. Предлагаю коллегам материалы урока мастерской приуроченной к календарной дате. Его проводить можно 9 октября во Всемирный день почты. Данная мастерская способствует формированию умения строить и анализировать свои чувства и выражать их с помощью слов, внимательно относиться к мнению товарищей. Письма и тексты, предложенные во время работы, помогают в укреплении нравственной позиции, активизации работы воображения. Этому способствует и выступления самих ребят с информационным материалом, который они готовили самостоятельно, а также использование новых информационных технологий. Урок письма или “Почтальон Печкин”Цели урока:
Оборудование: Толковые словари. Почтовый ящик (сделанный из картонной коробки), конверты разного формата, разного оформления, фломастеры, карандаши, краски, ватман или белые листы бумаги (т.к. урок подразумевает творческий процесс). Мультимедиа проектор, а так же раздаточный материал:
Оформление доски:
Оформление кабинета:
ХОД УРОКА I. Организационный момент Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке. II. Ключевое слово: “Почта” Подобрать ассоциативные слова: письмо, почтальон, почтамт, послание, конверт, голуби, и т.д. III. Работа со словарем Письмо — 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. (Заказное письмо) Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Почта — 1. Учреждение по пересылке писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где помещается такое учреждение. (Сдать бандероль на почту) * Полевая почта — 1) воинская фельдъегерская почтовая связь; Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Почтальон — работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресу. Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой Почтамт — главное почтовое учреждение города, осуществляющее также все виды телеграфной и телефонной связи, а также здание, где помещается такое учреждение. Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой — К какому жанру относится письмо? (К эпистолярному жанру.) III. Объяснение нового мтериала Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо),
— Наряду с научной, публицистической эпистолярной литературой распространена художественная эпистолярная литература; основные жанры — стихотворное послание и роман в письмах (“Бедные люди” Ф.М. Достоевского). Художественная проза восприняла многие особенности “частной” эпистолярной литературы как письменной формы бытовой речи. Эпистолярный, -ая, -ое:
Эпистолярный, -ая, -ое [фр. ftpistolaire < греч. — см. эпистола]: 1. Относящийся к частной переписке, письмам. (Эпистолярное наследие писателя.) 2. Имеющий форму переписки. (Э. роман (роман в письмах) Эпистола, ы, ж. [лат. epistola < греч. epistole < epistello посылаю, отправляю], устар. (Письмо, послание) — Ребята, а кто может рассказать, как возникло письмо? IV. Доклады учащихся (дополнительная исследовательская работа): Для полного восприятия того, что они находятся в помещении почтамта, докладчики выходят в кепке и с сумкой почтальона 1. Рассказ о возникновении письменности с использованием мультимедиа. (Презентация “Письменность, как она возникла”) — А кто может добавить, как письмо развивалось? 2. Рассказ о развитии письма с использованием мультимедиа. (Презентация “Эволюция письма”) — Когда появилась первая почта и где? Когда появились первые почтальоны? — Как и где впервые появились синие почтовые ящики? 3. Рассказ о появлении почтового ящика. V. Предлагаю послушать письмо: А.П.Чехов. “Ванька Жуков” (Письмо на деревню дедушке)
— Какие вы конверты видели? На столах чистые конверты без разметок. Ребятам предлагается самостоятельно подписать конверт (сравниваются, выявляются ошибки). VI. Работа в группах На столах лежат образцы разных жанров письма:
Предлагается самостоятельно посмотреть письма, определить те, с которыми мы можем работать. — Почему мы не можем прочитать эти письма? Чтение письма вслух. Задание:
Ребята работают в группах, выбирают аналитика-докладчика. По ходу выступлений возникают вопросы, коллективное обсуждение. — Какие стили письма вы знаете? — Рассказать о структуре написания письма. VII. Индивидуальная работа На столах лежит список тем сочинений:
Предлагается написать сочинение-миниатюру в виде письма, по заданным темам. Так как время ограничено, заслушивается одно сочинение от группы, какое ребята выбирут сами. VIII. Следующий этап коллективной работы На большом белом листе бумаги учащиеся рисуют (в виде коллажа) почту будущего (участвует вся группа). Вывешиваем на доску. Рассказывают о том, что нарисовали. IX. Рефлексия (обязательный этап мастерской) — На столе у вас конвертики, голуби. Вложите в них свои сочинения. Вместо адреса напишите на конверте пожелания, замечания по уроку и отправьте их по почте, опустив их в наш почтовый ящик. X. Домашнее задание: Написать сочинение на тему: “Я пишу, чтобы рассказать тебе, как почта помогает мне”. XI. Заключительное слово — Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |