Преподавание литературы Урок-мастерская "Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" с презентациейNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3754 Воробьёва Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: текст произведения, презентация, видеоролик. Ход урокаI. Организационный момент.Сегодня на уроке мы с вами обобщим всё, что узнали в процессе работы над бессмертной комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Прошу внимания на экран. (сюжет из фильма-спектакля «Монолог Чацкого «Уж точно начал свет глупеть…») II. Индуктор.Как вы думаете, кто и что станет предметом нашего исследования? (Чацкий и фамусовское общество). Да, сегодня нам предстоит составить суждение об этих двух противоборствующих лагерях комедии Александра Сергеевича Грибоедова. Вы, конечно же, уже поняли, зачем разделились на группы. Вы – исследователи. Одна из групп будет собирать материал о Чацком, а вторая – о фамусовском обществе. (разыгрывание разноцветных карточек). Слайд 2 (иллюстрация Чацкого и Фамусова) Чем будет заниматься третья группа, вы догадаетесь, когда вспомните, чем богат язык комедии. Конечно же, афоризмами. Вот подбором цитат и афоризмов будет заниматься третья группа филологов-энциклопедистов. Какое бы суждение о личности мы не составляли, письменное или устное, его структура всегда подчиняется определённым нормам. Вспомним, какие составляющие должны быть обязательными при рисовании портрета литературного персонажа. План Слайд 3
Для того, чтобы составить портрет общества, надо знать, что включает в себя это понятие. Нам помогут энциклопедисты.
Итак, общество состоит из людей, которые близки друг другу взглядами на жизнь. Можно ли тогда использовать для характеристики общества тот же план, что и для отдельного персонажа? Конечно да, так как мы будем отражать те черты, которые определяют сходство людей, объединённых в общий круг. Запишите этот план в тетради, но перед ним оставьте 2-3 строчки для записи темы. III. Погружение в текст.Итак, задача исследователей – составить связное суждение о Чацком и фомусовском обществе, дать им характеристику. А энциклопедисты подбирают афоризмы, которые помогут глубже понять характер персонажей, их отношение к окружающему миру. IV. Обсуждение.1 группа читает свой материал, энциклопедисты добавляют афоризмы. 1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе). Чацкий – молодой человек примерно двадцати лет, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в дом, где провёл счастливые юные годы. Он вернулся к своей возлюбленной Софье, горя желанием возобновить их отношения. За время своего отсутствия Чацкий получил хорошее образование (он славно пишет, переводит), мог бы продвинуться по карьерной лестнице (служил в министерстве), но не стал служить (в том пользы не находит), есть имение, но, по разумению Фамусова, он плохо ведёт в нём дела (не гонится за богатством). Приехав в Москву, Чацкий понимает, что он чужой здесь, не подходит ни под одно «требование» московских тузов. 2. Говорящие имена, отчества, фамилии; А.С. Грибоедов не зря выбрал имя Александр Андреевич Чацкий. В переводе с греческого имя значит «мужественная защита», а отчество Андреевич – сын «мужественного, храброго». Отсюда и темперамент, мужество, его умение отстаивать свои мнения. Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что он потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские. Ну а ассоциативно она указывает на Чаадаева, близкого Чацкому по взглядам и убеждениям. 3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни Чацкий вернулся из просвещённой Европы и, конечно же, не мог не привезти оттуда вольнодумных мыслей. Он резко высказывается по поводу всех сторон жизни фамусовского общества, людей, среди которых он до недавнего времени жил: это и отношение к службе, к добыванию чинов; это и взгляды на крепостное право и отношение к личности человека; это и высказывания по поводу просвещения. 4. Афоризмы, цитаты
Слайд 4 В своей статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров сказал о Чацком, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он "чувствителен, и весел, и остер». А.С. Пушкин считал иначе: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён». Как вы думаете, почему А.С. Пушкин столь резко выступил против Чацкого? Что привело его к таким выводам? (Дело, действительно, в горе от ума. Чацкий высказывает умные и правильные мысли, но не замечает, что среди его слушателей нет людей, которые могли бы его понять). Кто же Чацкий – борец или жертва? Попросим помощи у наших филологов.
Можно ли назвать Чацкого борцом?
Можно ли сказать, что Чацкий – жертва? Потерпел ли он какое-либо несчастье или неудачу? (разочарование в любви, не находит места в обществе, в котором рос и воспитывался). Учитель: И в наше время без борьбы не бывает жертв, удар на себя принимает тот человек, который идёт первым. Он жертвует собой ради своих идей и других людей. Забывая себя, он отдаёт всё для достижения цели. Была ли жертвенность Чацкого напрасна? Дала ли она плоды? Вспомните, были ли у Чацкого последователи? (Брат Скалозуба «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»; племянник княгини «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник») Жертва и мильон терзаний Чацкого были не зря, его борьба, пусть и медленно, но приносит плоды. Все, с кем столкнулся Чацкий, так или иначе, почувствовали это столкновение: Софья поняла, что обманулась; Молчалин разоблачён; покой Фамусова нарушен; все остальные тоже «попали под град его выстрелов», по словам И.А. Гончарова. Это только начало борьбы, начало перемен. Отразим выводы в тетради (общий вид). Слайд 5 (первая часть плана) Слайд 6 А теперь перенесёмся в дом Фамусова… Мини-инсценировка подготовленными детьми (действие 3, явление 6, с. 19)
Слайд 7 2 группа представит своё исследование, филологи добавляют афоризмы и цитаты. 1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе). Представители фамусовского общества принадлежат разным возрастным группам: среди них есть и люди в возрасте (Фамусов, графиня-бабушка Хрюмина, Хлёстова, князь и княгиня), и молодые (Молчалин, Софья, Горичи, Загорецкий, Скалозуб, Репетилов, княгини-дочери). Всех их объединяет достаточно высокое положение в обществе (кроме Молчалина), сходный образ жизни. 2. Говорящие имена, отчества, фамилии; Фамилии этих персонажей говорят сами за себя: они их оценивают и дают им прямую характеристику. Так, Фамусов – от слова «молва, известный», а значит, и распространяет слухи и сам зависит от них; Репетилов – от выражения «повторять», а значит, не иметь собственного мнения; Софья – мудрость, но мудрость мнимая; фамилия Хлёстова указывает на жёсткость, грубость и т.д. Иначе говоря, это сбор всех отрицательных черт характеров. 3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни В монологах и диалогах действующих лиц прямо даётся их отношение к окружающей действительности. Это и негативное отношение к просвещению, пренебрежение достоинством других людей, восхваление крепостного права, деление законов на две части: одна для богатых и знатных, другая для неимущих и бесправных: отношение к любви и браку и т.д. 4. Афоризмы, цитаты
Можно ли сказать, что А.С. Грибоедов изобразил трагедию московского общества, а вместе с тем и всей России? (московское общество – это верхушка, знатные люди, поэтому их принципы проецируются на всю страну). Трагедия, да, люди застыли в своём мирке, живут по созданным им законам, не видя ничего, что творится вокруг. Нет развития, движения вперёд. У таких людей нет будущего. Это болото, в котором не пробиться чистой родниковой воде. Это катастрофа, т.к. упадок нравов и жизненных представлений несёт за собой вымирание всей нации. Узнаем у энциклопедистов, правильно ли мы понимаем понятие «трагедия».
Как этот вывод подтверждается эпизодом инсценировки? Какой скрытый смысл содержится в обыгрывании слов «сквозняк и ветер»? (сквозняк, ветер – то новое, чего страшатся эти люди и от чего хотят оградить себя, а отсюда – душевная и нравственная духота). Почему же комедия, пройдя огромный временной отрезок, остаётся бессмертной? Можно ли говорить о её актуальности? (такие люди, нравы и отношение к окружающей действительности можно встретить и в наше время, когда основным занятием является добывание денег, званий и власти; когда во главу угла ставится «Я», а другие люди не воспринимаются как личность) Слайд 8 (вторая часть плана) Пришло время сделать записи под второй стрелкой нашего плана. V. Самоанализ, выводы.Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, осталось подобрать темы сочинений. Постарайтесь сделать это. Итак, первая тема… Вторая тема… Вы оставили место перед записью плана. Здесь мы и запишем темы сочинений. Слайд 9
VI. Д.З.Темы определены, план записан, дома вы напишете сочинение-рассуждение на одну из тем, используя материалы урока. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |