Преподавание литературы Использование технологий развития критического мышления через чтение и письмо при составлении сценарияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.12 Просмотров: 764 Шурыгина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы Формировать культуру чтения и работы с текстом – цель, которая может решаться и во внеклассной деятельности. Цель данной статьи – рассказать о подобном педагогическом опыте. Литературная Студия Центра образования занимается проведением тематических литературных гостиных для учащихся средних и старших классов вот уже три года. Подготовка подобного мероприятия – дело не только творческое, требующее различных способностей: музыкальных, художественных, режиссерских, декламационных, актерских, – но и чисто ученических умений, в первую очередь – умения работать с текстом. Следует учесть, что сценарий гостиной – это одновременно и свой текст, и чужой текст: художественные произведения, литературно-критические статьи, монографические работы, биографические очерки, автобиографии и т.п. нужно деликатно включить в своё высказывание. От студийцев, которые самостоятельно пишут сценарий, требуется умение ориентироваться в источниках информации, адекватно воспринимать прочитанное. Наиболее продуктивной для решения многих педагогических задач оказалась технология РКМЧП, особенно хорошо зарекомендовали себя следующие приёмы: выстраивание ассоциаций, «корзина идей», «мозговой штурм», РАФТ. Подготовка литературной гостиной начинается с определения темы (выбор темы зависит от разных факторов: от памятных дат и юбилеев, от книжных, литературных пристрастий самих студийцев). Но когда тема выбрана, её необходимо сузить, конкретизировать, и здесь идем от наших, руководителей студии и участников студии, ассоциаций. – Какие ассоциация связаны у вас со словом «любовь»? Ответы могут быть и неожиданны, удивительно прозорливы и глубоки. Не стоит на этом этапе размышления отказываться и от не совсем понятных ассоциаций – записываем всё. Например, при подготовке детектива ассоциации со словом «детектив» были такими: «выстрел», «убийца», «книга», «плед», «кресло», «камин», «туман», «темнота», «мрачный переулок», «трубка», «Шерлок Холмс», «кэб», «скрипка», «лупа». Этот ассоциативный ряд помог понять, что большинство представлений детей связаны с рассказами о Шерлоке Холмсе, помог определить задачу – следует расширить свои представления о литературном жанре. Отсюда и выстраивается цель для чтения – выявленные ассоциации сориентировали, какой информации не хватает, что хотелось бы знать. Но ассоциативный ряд помогает нам и в дальнейшем – при оформлении сцены, подготовке реквизита, подборе иллюстраций для слайдов презентации; во многом ассоциации участников литературной студии схожи с ассоциациями гостей, поэтому образы, созданные на сцене, становятся узнаваемыми. Уровень знаний по темам различен, определяется и читательским кругозором, и общей культурой, и личным интересом к подобному жанру, писателю и т.п. Но есть темы, минимальный объем знаний по которым определён государственными документами. Работу, посвященную юбилею Н.В. Гоголя, мы начинали не с определения ассоциаций, а с того, что дети знают по данной теме, т. е. с «корзины». – Что известно о Н.В. Гоголе? Так как участники Литературной студии – ученики 8-10 классов, то сведения различные: для одних информация новая, для других является своеобразным повторением. Каждый из участников для себя определяет, о чем хотелось бы узнать подробнее, что восстановить в памяти, какое произведение перечитать, а с каким впервые познакомиться. Таким образом, «корзина» нацеливает на работу с определенными текстами. И вот, казалось, информации достаточно (не вся, конечно, на следующих этапах окажется, что какой-то информации не хватает, и необходимо заполнить пробелы, вернуться к текстам). Нужна общая идея, остов, на который можно нанизать информацию. Единственный приём, используемый нами, – это «мозговой штурм». – Как рассказать об известном авторе, произведения которого изучают каждый год, так, чтобы было интересно всем? Первые 10 минут фиксируются любые предложения, потом эти идеи обсуждаются всеми участниками и выбирается наиболее перспективное решение. Сам ход работы несколько специфичен и оригинален: записываются только первоначальные идеи, а не обсуждение, не преломление мысли. Поэтому творческий процесс остается тайной, но технология понятна, и главное – успеть уловить, уцепить «перспективное решение». Сценарий студийцы пишут по сценам, делясь на группы, причем не обязательно актер и сценарист одно и то же лицо, пишут и для других. Сцена, где представляется литературная гостиная, требует определенной формы текста, содержание передается через диалоги (монологи) действующих лиц. Пишущий выбирает для себя персонаж, от лица которого уместнее будет звучать отобранная информация (т.е. роль), определяет аудиторию, для которой пишет, выбирает форму и тему работы – это технология РАФТ. Во многом выбор роли определен и содержанием информации. Например, Эдгар По явился родоначальником детективного жанра, но первоначально не был принят в своей родной стране, оценить по достоинству необычный талант смогли во Франции, поэтому наиболее удачной формой рассказа об Эдгаре По составители посчитали спор не понимающих в литературе американок и интеллектуальных француженок. Найденные досье на Шерлока Холмса и некоторые высказывания самого Артура К. Дойла относительно этого персонажа позволили написать часть сценария в виде диалога классика детектива и его поклонницы. Примеры РАФТов Сценка сплетниц (Литературная гостиная «Средь шумного бала, или О любви и в шутку и всерьез», март 2008) Госпожа Т. Не правда ли и прекрасный бал!? Сценка петербургских чиновников об Акакии Акакиевиче Башмачкине (Литературная гостиная «Юбилей? Юбилей!..», посвященная 200-летию Н.В. Гоголя, апрель 2009) Алеша: Слышал, вчера опять чиновника ограбили! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |