Преподавание русского языка Мягкий знак после шипящих на конце наречийNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.12 Просмотров: 7329 Кочеткова Наталия Витальевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: I. Образовательные: 1. Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. 2. Повторение орфограмм, связанных с написанием мягкого знака после шипящих в различных частях речи. 3. Повторение орфограмм, связанных с дефисным, слитным написанием наречий. 4. Употребление наречий в тексте. 5. Активизация словаря учащихся. 6. Повторение фразеологизмов. II. Воспитательные: 1. Воспитание любви к русскому языку. 2. Формирование навыков контроля и самоконтроля. 3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. III. Развивающие: 1. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык. 2. Развитие умения аргументировать, доказывать. 3. Расширение кругозора, познавательного интереса. 4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать. Оборудование урока: 1. На рабочем столе учащихся : учебник, тетради, ручки и карандаши. 2. Таблица "Буква Ь после шипящих на конце слова". 3. Портрет Царя, Царевны, Царевича (работы учащихся). 4. Материал для самостоятельной работы. 5. СD-ROM "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.7 класс." 6. Презентация урока. Структура урока: I. Организационный этап.(2мин.) II. Этап проверки домашнего задания.(8 мин.) III. Объяснение нового материала.(5 мин.) IV. Закрепление нового материала: 1. Выполнение упражнения в учебнике (3 мин.) 2. Тренировочные упражнения : А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.). Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.). В)Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (3 мин.). Г) Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие (2 мин.). Д) Использование наречий в речи (3 мин). 3. Самостоятельная работа (3 мин.) V. Подведение итогов урока, домашнее задание.(3 мин.) I. Организационный этап. (2 мин.) - Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя).Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:
- Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий". Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов. II. Этап проверки домашнего задания. (8 мин.) - Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. Вам необходимо поймать рыбу. Положив её в ведро, где написан "Ь" или не написан "Ь". Объясните свой выбор . (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны "поймать" рыбу на эту же орфограмму.) - Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова. (Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.) Слова для "рыбной ловли". 1. Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош. 2. Дач, задач, туч, рощ. 3. Назначь, умножь, намажь. 4. Стричь, печь, жечь, уберечь. 5. Муж, пейзаж, камыш. 6. Мелочь, тишь, глушь. 7. Едешь, спишь, молчишь.
- Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения). - Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.) III. Объяснение нового материала.(5 мин.) - Молодцы, помогли Царю столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу: С горы вскачь, а в гору хоть плачь. - Объясните в данной пословице правописание слова "плачь". (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь).В каком случае в данном слове не будет писаться Ь ? (Если это будет существительное мужского рода.) - Скажите, ребята, какой частью речи является слово "вскачь"? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?.)Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке. - В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил. Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить нужен или не нужен Ь на конце слова "вскачь". Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет - поставить Ь. Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен. Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим. IV. Закрепление нового материала: 1. Выполнение упражнения в учебнике.(2 мин.) - Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120. Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь. Объясните орфограммы в словах мчатся, усыпано.Объясните лексическое значение слов "наотмашь" (сильно размахнувшись), "навзничь"(опрокинувшись на спину, вверх лицом). 2. Тренировочные упражнения ( 18 мин. ). А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.). Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу : "Уж, замуж, невтерпёж". Он ждала приезда заморского царевича, чтобы побыстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца. Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича. (Учащиеся заполняют таблицу в тетради). Слова: 1. Тягуч, колюч, скрипуч. 2. Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь. 3. Смерч, врач, брошь, полночь, сторож. 4. Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.
Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.). - Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:
- Объясните орфограммы в данном стихотворении : снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича. В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.). - Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия: 1. Волосы встают дыбом - становится невыносимо страшно. 2. Голова идёт кругом - кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний. 3. Дальше ехать некуда - крайний предел чего-либо. 4. Жить припеваючи - вести беззаботный образ жизни. Г) Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие (2 мин.). - Даже ночью Царю снились кошмарные сны. Царю приснилось, что он был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь. Д) Использование наречий в речи (2 мин). Царь был грустным, выдавал царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово "заграницу"? (Наречие.) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца. Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. (Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого - сабля.) Как называется разговор двух лиц? (Диалог) - Как живёте? - Нормально. - А с царством как? - Нормально. - Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке? - Нормально. - Хорошо, значит? - Ну , я же говорю - нормально. - Странно вы говорите: - Почему? Нормально. - Вы считаете - нормально? - Нормально. "Да-а,- грустно подумал я. - Странно:А ведь когда- то был вполне нормальный человек." (А.Шибаев) - Что значит слово "нормально"?(Нормально : соответствующий норме, обычный; психически здоровый).Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича? 3. Самостоятельная работа (3 мин.). - После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком .Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии : если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах пишется Ь и прочитать текст древней рукописи. Поможем Царевичу справиться с этим заданием. Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь. Мелестная девеж.. притясла комейный боромож.. Лусый морош.. увертал чуленую велоч.. - Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец. V. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.). - Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере. 1. Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие. 2. Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж. 3. Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс. 4. Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая?6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица. (Программа выставляет оценку учащимся).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |