Преподавание литературы Внеклассное мероприятие: "Лишь коснешься обложки несмелой рукой"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.10 Просмотров: 1126 Янкина Любовь Владимировна, учитель руского языка Цель занятия:
Оборудование:
ХОД ЗАНЯТИЯ I. Вступительное слово учителя Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим чудом Горький считал книгу: “Это единственная машина времени, с помощью которой можно совершать удивительные путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее человечества”. Книга – верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Книга во все времена была бесценным даром. И в самую трудную минуту люди обращаются к книге. В годы Великой Отечественной войны бойцы с собой носили любимое произведение, в перерыве между боями на привале зачитывались книгами и погибали с книгами. С томиком стихов погибла героиня повести Б. Васильева “А зори здесь тихие” Соня Гурвич (зачитать). “Горящая библиотека” Дубровина. “Поводом для написания повести послужил конкретный случай. В только что освобожденной Познани кто-то крикнул: “Книги горят”, и все бросились в здание, охваченное огнем. Вытаскивали книги, тушили огонь, чем придется: шинелями, прямо руками”, – вспоминал Дубровин. Стихотворение “Книголюбу” Есть книги, как дождик по крышам, Как лес нельзя узнать, не углубляясь в него… так и книга не принесет радости познания, если ты не научишься углубляться в чтение. “Человек, любящий и умеющий читать, – писал Паустовский, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых, верных друзей. Друзья эти – книги. II. Инсценирование Сказительница. В некотором царстве, в некотором государстве, в ненаших краях да во чужих землях живет да здравствует добрый гном по имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по свету, беречь книги да блюсти порядок в книжных хранилищах-библиотеках. Петька. И как это он повсюду поспевает? Сказительница. Не перебивай, Петенька. Поспевает да еще и нерадивых карает: книжки у них отнимает. И не один он: всюду его сопровождают две сестрицы – Аннотация и Иллюстрация. Да и сам Библиарий волшебным даром наделен: дотронется до книги, а она и заговорит человеческим голосом, все, как есть расскажет. Петька. Сказки! Небылицы! А имена-то у сестер – закачаешься! Умора! Сказительница. Древние имена, латинские: Аннотация все о книге расскажет, Иллюстрация – все покажет. Библиофил. Ну, зачем вам, Ученому мужу, эта книга? Вы и так все знаете. А в моей библиотеке ей самое место. Ученый муж. Книга… Короткое и звучное русское имя. А древние греки ее называли медленно и торжественно – “библиа”. Место, где хранилась она, назвали библиотекой, хранителя книг – библиотекарем, а любителя и собирателя их – библиофилом. Библиофил. Я как раз и есть библиофил. Я люблю книги, давно собираю их и берегу, как зеницу ока. И вот эту книгу я давно мечтал приобрести. Ученый муж. Да, это книга особая – Антология. Здесь собраны стихи выдающихся поэтов: от Ломоносова и Тредиаковского до Вознесенского и Евтушенко. Петька. Ух ты! И что – все стихи? Ученый муж. Кто это? О любопытный юноша, вам следует побывать в библиотеке, там вы узнаете много интересного. Петька. Вот еще! Что я там могу узнать? Книжки молчат. Книжка-растрепа. Ой, ой, спасите! За мной гонится неуч Гришка и грозится меня совсем разорвать. Гришка. Где это чучело бумажное? Я из нее шариков наделаю! Всех заплюю! Петька. Во-во! Хоть польза будет от этой макулатуры! Учитель. Гриша, что с тобой? Зачем ты испортил книгу? Гришка. Подумаешь!.. Учитель. А думать надо. Книга – это труд многих людей, это искусство… Петька. Знаем! Слышали! Книга – источник знаний… Библиарий. Устал я сегодня. Столько обошли. Но не это меня томит. Душа плачет, когда вижу, как некоторые школьники обращаются с книгами. Вот видите, и в этой библиотеке есть такие горе-посетители. Петька и Гришка в страхе ползут по сцене и расползаются между “книжными полками”. Аннотация. Отдохни, брат Библиарий. Библиарий. Некогда, сестра. Ну-ка, что ты скажешь об этой растрепе? Аннотация. О, да это песенник. Это своего рода антология. Петька и Гришка. Ан-то-ло-гия? А мы ее… Библиарий. Говори, Книга! Книжка-растрепа.
Аннотация. Да это же антология детской песни. Библиарий. Молодец, Книга! Усталости – как не бывало! Живи долго-долго… Дари людям песню. Книжка-растрепа. А давайте вместе споем. Исполняются песни “Дважды два – четыре” и “Чему учат в школе”. Сказительница. Что ты плачешь, Игнаша? Опять что-нибудь потерял? Игнаша. Ма-а-рку! Ученый муж. Юноша увлекается марками? Вы – юный филателист? А можете ли нам сказать, когда появились первые филателисты? Игнаша. Не-а. Справочник. Не плачь Игнаша-растеряша. Марку ты потерял, но найдешь большее – знания. Открывай меня на странице 169-й, читай. Игнаша. Собиратели знаков почтовой оплаты появились еще за три тысячелетия до нашей эры. Ого! И одним из них был древнеегипетский фараон Аменоптис. В годы его царствования (около 2575 г. до н.э.) в Древнем Египте была организована почта. Почтовая марка, в нашем понимании, родилась горазда позже: в 1840 г. Марку №1 коллекционеры назвали “черные пенни”. Ее изобретателю – Романду Хиллу – в Лондоне поставлен памятник. Ого! Вот это да! А вы все-все знаете? Справочник. Лично я – не все. Но есть справочники самые разнообразные: профессиональные, по различным разделам науки, техники, искусства. Гришка. А что такое стегозавры – вы знаете? Справочник. Конечно. Это один из видов травоядных динозавров. А вообще существовало несколько сотен видов динозавров. Были и хищные: мегалозавры, тиранозавры. Самые крупные – это диплодоки: они весили до 10 тонн, а длина их составляла 20 – 25 метров. Петька. Книга – источник знаний… Верно сказано! Можно я возьму эту книгу? Гришка. А я – Азбуку? Библиофил. А я вот эту растрепанную книгу, подклею, подлечу ее. Можно? Библиотекарь. Ну, конечно. Берите. Я запишу их в ваши формуляры. Приходите к нам в библиотеку, ребята. Вас ждут интересные встречи! Учитель. Всякий раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство. Многоцветные корешки, разные переплеты, титульные листы, набранные красочными шрифтами… Имена авторов помогают мысленно преодолеть время и пространство…
– Книги расширяют кругозор, делают нас богаче, дают пищу уму и волнуют чувства, помогают понять себя и окружающих, учат жить и бороться. Библиотекарь. Книги рассказывают о прошлом и приоткрывают завесу будущего, помогают понять тайны природы и человеческой души, раскрывают красоту мира и величие человека, повествуют о достижениях науки, о подвигах и славе, о величайших открытиях, о дерзновениях фантазии. Сказительница. В трудные минуты жизни и в светлый свой час человек не разлучен с книгой: она помогает ему укрепить веру в себя, в торжество разума и справедливости, придает ему силы, учит, советует, наставляет. Книги не молчат: они наши самые умные и задушевные собеседники. Библиарий. Да, книги не молчат, говорите же, друзья мои! Антология. "Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают его сердце". (Вильям Теккерей) Библиотекарь. "Занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, в счастье украшают, в несчастье доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают". (Цицерон) Учитель. А помогут вам в овладении грамотой, в постижении смысла книг – словари. Словарь орфографический. Помогу в овладении грамотой. Словарь этимологический. Расскажу о происхождении слов. Словарь толковый. Объясню значение непонятных слов. Словарь иностранных слов. Раскрою смысл слов иностранного происхождения. Словарь литературоведческих терминов. Помогу понять глубину литературных процессов, проникнуть в суть художественного произведения. Учитель. Спасибо, друзья! Спасибо, книги! III. Поисково-исследовательская работа “Из истории становления городской библиотеки г. Тынды” Адрес важных и интересных встреч – библиотека. Из истории городской библиотеки г. Тынды. “Мурзилка” Статистика говорит, что число читателей в городской библиотеке из 2 школы около 500 человек. Школа №2– одна из читающих в городе Тынде. Лучшие читатели школы № 2 6"В" класс: Ситник Дима Школьная библиотека открыта 1 сентября 1984 года. Библиотекарь – Новикова Татьяна Ефимовна. Данные на 1 января 2006 года Количество читателей – 566 человек; Наиболее популярные журналы у школьников: “Муравейник” Лучшие читатели 6 "В" класса: Ситник Дима После окончания мероприятия каждому из присутствующих вручаются Заповеди читателя. Приложение 1 Плакаты с высказываниями
Приложение 2 Заповеди читателя
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |