Преподавание литературы Открытый урок — путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир" по теме "Сущность ее жизни — любовь"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.09 Просмотров: 4747 Белоус Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, продолжить обучение навыкам лингвостилистического анализа текста, воспитывать любовь к Родине, стремление жить, не боясь трудностей и ошибок, учить любить жизнь во всех ее проявлениях. Ход урока Наташа-то и есть подлинная душа Толстого. Слово учителя: постановка проблемы, сообщение темы и формы урока. Проблема: что является главным в образе Наташи Ростовой? Каким, по Толстому, должен быть идеал женщины? Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе… Во всех веках и у всех людей ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. “Человек родится совершенным – есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным”. Во всех характеристиках и обрисовках самых разнообразных личностей, сделанных Толстым, нет почти общих эпитетов, а есть изображение действий и положений лиц, подсказывающее ту или иную формулировку читателю. Честь открытия и обобщения характера героя принадлежит, таким образом, самому читателю: вследствие этого читатель всегда может при желании видеть данное лицо перед собой, так как оно в известном смысле является его собственным созданием… Сегодня мы попытаемся понять, какой каждый из нас увидел любимую героиню Л. Н. Толстого Наташу Ростову и что общее в наших представлениях о Наташе мы можем отметить. Ничем не сокрушимая вера в светлое существо человеческой души – это одно из самых характерных особенностей Толстого. “Человек – это то, чему не может быть оценки, выше чего ничего нет”, - говорит он. Глубоко серьезными глазами ребенка Толстой смотрит на жизнь. И мы вслед за Толстым не будем анализировать образ Наташи Ростовой в прямом смысле этого слова, а попытаемся понять, что хотел сказать нам писатель через этот образ, так как “Наташа-то и есть подлинная душа Толстого”.
А. А. Сабуров. “Война и мир” Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. 1959 Общие вопросы по анализу эпизода: - Назовите эпизоды, через которые раскрывается образ Наташи Ростовой. Из каких сцен состоит данный эпизод? Учитывайте краткий план анализа эпизода: 1. В какой части композиции (экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке или эпилоге) расположен данный эпизод? 2. Как раскрываются образы героев и с помощью каких композиционных и стилистических средств (пейзаж, интерьер, речевые характеристики, тропы, стилистические фигуры, звукопись, окказионализмы и др.). 3. Что нового мы узнаем об авторе из данного эпизода? 4. Какую роль играет эпизод для раскрытия темы и идеи произведения? II. Работа по анализу эпизодов (по группам). (Учитель разбивает детей на группы, ученики из каждой группы вытягивают билеты с каким-то определенным эпизодом, дается 10 минут, чтобы дети сориентировались и ответили на поставленные вопросы по данному их группе эпизоду. Театрализация и художественное чтение готовятся с учениками заранее на заседаниях литературного клуба “Данко” и с делением на группы не связано.) Учитель: Наташа Ростова, как будто легкий весенний ветерок, появляется на страницах романа. Она врывается в скучную, чопорную беседу взрослых, освежает ее и заряжает всех своим счастьем. Она смеется, не зная чему, и смех ее, словно звон колокольчика, пробуждает всех и вводит их тоже в какое-то неудержимое веселье. 1. Эпизод “Наташа на именинах” (том первый, часть первая, гл. VII – Х, ХV – ХVII) (Театрализация эпизода.) Анализ эпизода с учетом дополнительных вопросов, которые даются группе в начале урока: - Из каких сцен состоит данный эпизод? - Почему после танца с Пьером на замечание старой графини Наташа покраснела и рассмеялась? - В чем, по-вашему, прелесть героини и ее обаяние? Учитель: Следующий эпизод застает героев произведения, когда князь Андрей не знаком еще с Наташей, но она при первой этой встрече появилась как добрая сказочная волшебница и начала возрождение души, счастья его. 2. Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном (том II, часть III, глава II). (Художественное чтение отрывка под “Лунную сонату” Бетховена.) Анализ эпизода: Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном имела несколько вариантов. По одному из них уже здесь возникли их чувства друг к другу. Почему писатель отказался от этого в окончательном тексте сцены? Какое открытие поразило его при встрече с Наташей? - Что именно так сильно и так радостно поразило Андрея в Наташиной речи, от каких слов в душе Болконского “вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…”. Почему, не видя Наташу, Андрей ярко и живо представлял себе ее облик, только слушая ее, как говорит Толстой, “прислушиваясь к ее говору”?
Л. Н. Толстой. “Война и мир” - Как называет Андрей Наташу в своих рассуждениях после ночи в Отрадном и почему? Учитель: Первый бал – это необыкновенно волнующее событие для Наташи, и сейчас это волнение захватывает ее; она думает: как ее примут, понравится ли она, а вдруг на балу будет он? Блеск, красота, пышность – все кружит ей голову, ей неудержимо хочется веселиться. Всю ее заполняет счастье; она оживленная и жизнерадостная; ей хочется нравиться и хочется танцевать. 3. Первый бал Наташи (том II, часть III, гл. ХV-XVII). (Художественное чтение отрывка под музыку вальса.) Анализ эпизода: - Что поразило князя Андрея в Наташе? Каким глаголом неоднократно характеризует отношение Андрея к Наташе Лев Толстой? - Что загадал князь Андрей? - Что поразило Наташу в лице Пьера? Какое желание его лицо вызвало у нее? - Как раскрывается наша героиня в данном эпизоде? - Как развиваются дальше события? Женился ли Андрей Болконский на Наташе Ростовой? Какое условие поставил отец, и почему князь Андрей его принял? 4. Эпизод охоты (том второй, часть четвертая, главы III – VI). Учитель: Сцена охоты потому дана так серьезно, что в романе, где изображаются громкие события истории и много философских рассуждений, она одинаково важна. С. Бочаров. Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: “И визг этот был так странен, что она должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время”. Анализ эпизода: - Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность? - В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного? - Что нового мы узнаем о Наташе, и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого. Учитель: Наташа любит, любит, отдавая и сжигая свою душу, она любит и ждет. Во время охоты близ Отрадного Наташа, Николай, Соня и Петя заехали к дядюшке. Разгоряченные охотой, усталые и счастливые, они отдыхали душой в этом простом, гостеприимном дядюшкином имении. Наташа Ростова, одна из любимых героинь Л. Н. Толстого, не могла не воплотить в себе народную мысль, так как этой мыслью пронизан весь роман. 5. Эпизод “Наташа у дядюшки” (том II, часть IV, гл. VII). Анализ эпизода: - Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: “Я знаю, что никогда я уж не буду так счастлива, спокойна, как теперь”? - Какое свойство Наташи проявилось в ее танце? - В чем эта сцена сцеплена с эпизодом охоты? Учитель: …Упорно и много перерабатывал писатель все, что касалось истории отношений Наташи с Курагиным, поэтому в письме П. И. Бартеневу от 1 ноября 1867 года Толстой говорил, что это “самое трудное место и узел всего романа”. В окончательном тексте “Войны и мира” даже увлечение Наташи, могущее как будто бросить на нее, по-своему, с особой стороны, тень, подчеркивает естественность ее существа, непосредственность ее отношения ко всему окружающему, ее причастность к жизни людей “миром”. Я. С. Билинкис. О творчестве Л. Н. Толстого. 1959 6. История любви Наташи и Анатоля Курагина (том II, часть V, гл.VIII - ХVIII). (Театрализация эпизода.) Анализ эпизода: - Наташина любовь к Анатолю – наваждение, или были причины для их сближения? - Как в этом эпизоде выражены общие законы жизни, раскрытые писателем в романе? - Почему Толстой считал этот эпизод “узлом” (т. е. очень важным по значению в своем романе)?
В. Ермилов, 1961
Я. С. Билинкис. О творчестве Л. Н. Толстого. 1959
В. Днепров. Искусство человековедения. 1985 - Согласны ли вы с мнениями известных критиков на образ Наташи Ростовой в данном эпизоде? Докажите свою точку зрения. - Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее? 7. Анализ эпизода отъезда Ростовых из Москвы (том III, часть III, главы ХII – XVII): - Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу его распоряжения забирать раненых? - Толстой в этом эпизоде говорит о “восторженно – счастливом” оживлении Наташи. Почему именно это состояние она испытывает.
Л. Н. Толстой. “Война и мир”, т. 2, ч. 3. - Как эпизод охоты, святок, отъезда Ростовых из Москвы сцеплены между собой? - Какую жизнь Толстой назвал “настоящей”, и чем от нее отличается “ненастоящая”? Как вы поняли это небольшое теоретическое рассуждение писателя? Раскройте его на образе Наташи Ростовой. Учитель: …Иногда говорят о каком-нибудь человеке, что он был слишком хорош для мира. Чуткая к законам жизни Наташа именно так говорит: “Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может жить… потому что...” Он должен умереть – не от раны даже, не от физических только причин (как раз к моменту, когда совершилось в нем это, перелом в борьбе между жизнью и смертью, главные физические опасности уже миновались, и с точки медицинской, по заключению доктора, он умереть не должен – Толстой специально это подчеркивает), - но по своему положению, среди людей, по своей роли в книге Толстого. С. Бочаров. 1978 8. Эпизод встречи Наташи Ростовой и князя Андрея в Мытищах (том третий, часть третья, гл. ХХХI – ХХХII) и эпизод смерти князя Андрея (том 4, часть 1, гл. XV). Анализ эпизода: - Как мотивирована в романе встреча Наташи и раненого князя Андрея? Согласны ли вы с таким высказыванием по данному вопросу?
С. Бочаров. Роман “Война и мир”. 1978 - Что значила для Наташи встреча с раненым Болконским? - Почему “по своему положению среди людей, по своей роли в книге Толстого” князь Андрей “должен умереть”? - Как вы понимаете слова Наташи “он слишком хорош” для этого мира? - С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах? - Что же возрождает Наташу к жизни? III. Общий анализ образа Наташи Ростовой. - Обратите внимание на речь Наташи. Толстой так комментирует слова Наташи: “Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась”. О чем хочет сказать нам автор? Как вы понимаете цитату из статьи Маймина Е. А. Докажите ее истинность или ложность на примере одного из рассмотренных ранее эпизодов.
Маймин Е. А. 1972 - В чем заключается свойство музыкальности Наташи? Как вы понимаете метафору “музыка жизни”. - В каких эпизодах отражается близость Наташи к природе? О чем это говорит? - Как автор относится к Наташе Ростовой? Докажите свою точку зрения текстом.
Л. Опульская. Роман-эпопея Л. Т. Толстого “Война и мир”. - Какие из черт образа Наташи, названных Л. Опульской, в наибольшей степени отвечают вашим впечатлениям? Объясните почему. - Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? Согласны ли вы с предложенным ответом на данный вопрос?
Э. Е. Зейденшнур. “Война и мир” Л. Н. Толстого. 1996
С. Бочаров. Роман “Война и мир”. 1978 IV. Заключительное слово учителя. Учитель: В Наташе-девочке “постоянно горит огонь оживления, составляющий ее прелесть”. Она переполнена жизненной энергией, наделена многими талантами: поет, танцует, врачует души, дарит дружбой. В Наташе – матери “очень редко зажигался…теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, когда, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок…” “И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде”. “Толстому очень важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась… Наташа Ростова освещает своим счастьем других, она любит всех, она такая счастливая, что одинаково влюбленными глазами смотрит и на Бориса, и на Пьера, и на чопорную гостью, и на всех людей на свете. Она заставляет окружающих задуматься над жизнью и думает сама, она мечтает и любит, плачет и смеется. В Наташе нельзя убить главного: неисчерпаемую веру в прелесть жизни, в свое счастье и возможность приносить счастье другим. Наташа Ростова придает роману необыкновенную силу и привлекательность. Наташа счастлива и должна быть счастлива, потому что она обладает огромной силой жизни и любви! Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |