Преподавание русского языка Урок по теме "Деепричастие"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.06 Просмотров: 1345 Власенко Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы Ход урока I. Организационный момент. Запись числа и слов “классная работа”. II. Новая тема. 1.
Что общего у этих текстов? (тема – лебеди) Итак, запишем тему урока: Деепричастие Цель нашего урока: получить представление о деепричастии как особой форме глагола. Задачи:
Мы будем изучать деепричастие по нашему привычному плану. Какому? План изучения деепричастия.
Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению. Деепричастие = Дее + причастие } составное слово Что нам уже знакомо? (причастие) 2. Обратимся к справочному материалу. Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность) Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия. Когда же появился этот термин? 3. Запишите последнее предложение из второго текста. Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения): Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг. Проверка. Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как?, каким образом?) Что обозначает глагол и деепричастие? Глагол – основное действие. 4. Выпишите из предложения “глагол + деепричастие” и выполните морфемный разбор слов. опустились, распрямив; (Спор об окончании: надо поставить глагол в настоящее время и будущее, при этом деепричастие не изменится.) Чтение учебника на странице 163. Какой же признак есть у деепричастия? (неизменяемость) 5. Может быть, деепричастие (как и причастие) заимствует признаки от какой-то другой части речи? Какие? Деепричастие, как и причастие, морфологический гибрид. Давайте обратимся к тексту: Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. Прочитайте монолог деепричастия. Итак, вы прочитали монолог деепричастия. Выполните самостоятельно следующее задание. Заполните таблицу. У деепричастия:
Проверка. Чтение учебника на странице 163. Сформулируйте определение: Деепричастие – … глагола, которая обозначает …, объединяет признаки … и …, показывает, каким образом, почему, когда совершается … действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы… . 6. Выполните следующее задание: Выпишите в тетрадь только деепричастия: Особенный; Проверка: Узнав; (Если учащиеся выпишут причастия, то вспомнить особые приметы причастия – суффиксы) У деепричастия, как и у причастия, есть особые приметы – это опознавательные морфемы. Давайте рассмотрим схему и запомним эти опознавательные морфемы.
Чтение учебника на странице 163. Выделите эти морфемы в записанных вами деепричастиях. III. Закрепление. 1. Выполним упражнение № 368. (Выполняем все вместе – один ученик у доски, комментирует все записи.) Танцуя; 2. Обратимся к тексту, по которому вам необходимо выполнить задание. Выпишите из текста словосочетания “глагол +деепричастие”. Укажите признаки деепричастия и выделите опознавательные морфемы. Чтобы доехать до Парижа. Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок. Он на одном написал: “Яд для короля”, на другом – “Яд для королевы”, на третьем – “Яд для первого министра”. Оставив пакетик на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в “злом умысле” и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков. Проверка: Написал, насыпав – сов. вид, невозвр. IV. Итог урока. Что мы сегодня изучали? V. Домашнее задание. Параграф 30 (повторить), упражнение № 369 (1 задание – письменно, 2,3 задание устно). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |