Преподавание русского языка Открытый урок на тему "Непроизводные и производные предлоги. Правописание наречных предлогов"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.10.04 Просмотров: 2159 Решетникова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Ход урока I. Сообщение темы и целей урока. II. Работа с текстом. Задание: 1. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте его. 2. Сгруппируйте слова с пропусками и скобками по видам орфограмм. (Ребята, которые затрудняются, не группируют). Инд. задание (выполняется на доске): синтаксический разбор 1-го предложения (работает 1 ученик). Среди сосен и берез открылась поляна4. Как глянул я на нее, так сразу и придумал название: поляна Жар-птиц. На ровном снегу этой отд...ле...ой от деревни нашей поляны будто Жар-птицы сидели, чистили тут свои уд...вительные пер...я и р...няли их - оранжевые, з...лотистые, (светло)коричневые. И столько сразу этих пер...ев оставлено над снегами. Их хватило бы на укр...шения пяти, а то десяти таких полян. Жар-птицы (давным)давно3 улетели, а пер...я остались. Пер...я Жар-птицы - это уснувшие над снегами папоротники. Но как светится от них поляна. (В.Бочарников) (Для тех, кто работает быстрее, дополнительное задание: морфологический разбор наречия). - Назовите предлог, который употребляется с несколькими падежами. - Приведите для примера предложение с предлогом, кот. выражает пространственное значение. III. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Создание проблемной ситуации. Среди сосен и берез открылась поляна. (Синтаксический разбор). - Давайте определим, какой частью речи является слово среди? - Можем ли задать к нему вопрос? - Является ли оно членом предложения? Вывод: Вопрос к данному слову поставить нельзя , потому что место действия называется не этим словом, а другими - сосен и берез. Слово среди служит для выражения зависимости существительных от глагола. Это предлог, а название он получил производный (вторичный)- произошел от другой части речи (нар). Такие предлоги называются наречными. IV. Новый материал. 1.Чтение 1-ой части теоретического материала параграфа 50. Как образуются производные предлоги? От каких частей речи? 2. Дается понятие: отымённые предлоги, наречные предлоги, глагольные. 3. Чтение второй части теоретического материала параграфа. Чем отличаются друг от друга непроизводные и производные предлоги? V. Закрепление. 1.Упражнение 296 (выборочно). Вывод: к производному предлогу вопрос задать нельзя, его можно заменить другим предлогом. VI. Сопоставление производных предлогов и омонимичных частей речи. 1. Работа по алгоритму. (Сильным детям предлагается составить алгоритм самостоятельно). 2. Чтобы понять процесс перехода существительных, наречий, глаголов в предлоги, давайте сопоставим следующие предложения и определим, где предлог, а где омонимичная самостоятельная часть речи, от которой образован предлог. (Запись на доске)
Вывод: К производным предлогам нельзя задать вопрос, они не обозначают конкретных предметов, признаков или действий. Не являются членами предложения, указывают на связь между главным и зависимым словом в словосочетании. Образованы из знаменательных частей речи. 3. Записать предложения ,определив предлоги и омонимичные части речи. Я знаю этот лес вдоль и поперек. Тропинка шла вдоль обрыва. Вблизи виднелся лес. Вблизи села протекала речка. Гости ушли, благодаря хозяина за хороший прием. Благодаря теплой погоде сирень расцвела быстро. Вывод: Отличить производный предлог от омонимичных ему знаменательных слов можно только в словосочетании или предложении. 4. Предупреждение ошибок в употреблении предлогов. Работа по таблице №1. (См. приложение). Выясняется, какие предлоги употребляются с дательным падежом. Задание: поставить существительные в нужном падеже, с 2 мя словосочетаниями составить предложения. Вопреки (ожидания), согласно (сделанное сообщение), благодаря (хорошая память), наперекор (мое желание), благодаря (мужество и находчивость), вопреки (предсказание). У: Предлоги согласно и вопреки - антонимы. Вопреки ожиданиям, т. е не так, как ожидали. Согласно ожиданиям, т. е. так, как ожидали. VII. Правописание наречных предлогов. -Как пишутся производные предлоги с самостоятельными частями речи? -Посмотрите на таблицу и скажите, как могут писаться производные предлоги? (Слитно и раздельно). У: Сегодня мы поговорим только о правописании производных предлогов, образованных из на-речий. - Назовите такие предлоги. - Как они пишутся? - Что является условием слитного написания таких предлогов? (Происходят от наречий.) 1. Творческий диктант. Задание: Изменить предложения так, чтобы наречия стали предлогами. - Как будут писаться наречные предлоги? - Что нужно сделать, чтобы наречия перешли в предлоги? В лагерь. Вблизи (лагеря) раскинулось море. Возле (него) поднимаются горы. Ребята приехали в лагерь накануне (праздника). Весь лагерь вышел навстречу (детям). Впереди (отряда) шел барабанщик. 2. Сопоставление производных предлогов, образованных из наречий и омонимичных наречий, существительных с предлогом. Работа по таблице №2. (См. приложение). Задание: Определите части речи. - Как отличить производный предлог от наречия и существительного? - Как отличить наречие от существительного? Вывод: при наречии нет зависимых слов; между предлогом и существительным можно поставить вопрос, или вставить прилагательное, есть зависимое слово. 3. Творческое списывание. Навстречу - на встречу (Определить части речи) Студенты собрались _______________ с известным певцом. ______________ солнцу и ветру шли по миру отважные люди. Ветер дул в лицо, и тучи шли ____________________ . VIII. Итог: Чем отличаются друг от друга непроизводные и производные предлоги ? Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи? Как пишутся наречные предлоги? IX. Д/З: П.50 Упр. 297(1-4), 298 (1-2) или Упр. 298 (3-4). Творч. задание. Составить описание микрорайона, в котором ты живешь, используя наречные предлоги: возле, около, позади, рядом (см. таблицу). Подготовить связный ответ на вопрос: Как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи. (Дом. задание дифференцированное). X. Проверочный тест на 3 варианта (варианты состоят из заданий различного уровня сложности). Тестовые задания В-1 Укажите производные предлоги: а) в, на, над, от, под, с; б) благодаря, согласно, вдоль, навстречу. Какой частью речи является выделенное слово? Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных бревен. (А.Ахматова) А. Вдоль - наречие, выполняющее в предложении самостоятельно роль обстоятельства. Б. Вдоль - предлог, производный от наречия, так как употреблен с существительным бревен, потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую. В-2 Назовите словосочетания с производными предлогами: а) жить при станции; б) благодаря обильным дождям; в) растет вдоль забора; г) прыгать через лужи; д) идут впереди отряда. 2. Укажите предложения, в которых выделенные слово - предлог: А. Стадо потянулось мимо дома. Б. Не проходите мимо. В. Поперек дороги уложили бревна. Г. Впереди шли самые стойкие. В-3 Укажите группу непроизводных предлогов: а) благодаря, до, за, перед, вокруг; б) согласно, через, навстречу, до, у, путем; в) через, перед, без, для, над; г) с, у, об, вдоль, при. В каких предложениях есть наречные прелоги: А. Кто-то вторично пробежал мимо меня. Б. Он проехал мимо, не заметив нас. В. Он проголосовал против. Г. Она села против меня тихо и безмолвно. Укажите предложения, в которых выделенное слово - предлог: А. Мы бежали (на)встречу брызгам волн. Б. Они отправились (на)встречу с актером. В. Машина ехала (на)встречу. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |