Сочинения по литературе и русскому языку Сочинение: Необыкновенная история И.А.ГончаровNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 863 РЕФЕРАТ “Необыкновенная история” И.А.Гончарова ученика 10 класса 577 школы Коренивского Сергея СОДЕРЖАНИЕ: 1) О И.А.Гончарове 2 2) “Обыкновенная история” 3 3) Список используемой литературы 8 О И.А.Гончарове “Обыкновенная история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”, была первым художественным произведением И.А.Гончарова , появив- шимся в печати. Над “Обыкновенной историей” писатель работал в течении трех лет. В статье автобиографического характера “Необыкновенная история”(1875- 1878) он писал : “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав “. Гончаров несколько вечеров сряду читал Белинскому свою “Нобыкновенную историю”.Белинский был в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того, как отдать свое произведение “на суд” Белинскому, Гончаров несколько раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок. Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствова ния когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реак- цией играла передовая русская литература, Гончаров писал : ”Крепостное право,телесное наказание,гнет начальства, ложь предрассудков обществен- ной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе - вот что стояло на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской ин- теллигенции тридцатых и сороковых годов”. “Обыкновенная история” показала, что Гончаров был чутким к интере- сам своего времени писателем. В произведении нашли отражение измене ния и сдвиги,которые происходили в жизни крепостнической России 1830- 1840 гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо от- чизны , Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи. “Обыкновенная история” Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значитель- ной части идеалистически настроенной , оторванной от действительности дворянской интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе ос- новного героя романа - Александра Адуева. Почву, на которой вырас- тало это явление, художник видел в дворянско - поместном , крепостни ческом строе жизни , в барском помещичьем воспитании . Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты о славе и подвигах , о необыкновенном, поэтические порывы - кто не про ходил в какой - то мере через все это в молодости , в “эпоху юношеских волнений”. Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как извращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзии барски - крепост ническое воспитание . Молодой Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” - “жизнь от пе- лен улыбается ему”. Праздность , незнание жизни “преждевременно” разви ли в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную мечтательность. Перед нами один из тех “романтических ленивцев”, барчуков ,которые привыкли беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “воз- вышенном существовании”. В имении Адуевых царят “тишина.. неподвиж- ность... благодатный застой”. Но в имении он не находит поприща для се бя. И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делать карьеру и фортуну - в Петер- бург”. Вся фальшь житейских понятий Адуева начинает раскрываться в ро- мане уже в первых столкновениях избалованного ленью и барством пле- мянника - мечтателя с практическим и умным дядюшкой, Петром Иваны- чем Адуевым.В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя,толь- ко что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов - сентиментальнос- ти , карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия празд ности , семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств , пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и т.д. Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона ста- рых правов с обычными погрывами иности - к высокому,великому,изящ- ному, к эффектам, с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более в стихах. Адуев-старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную, беспочвенную мечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторжен- ность никуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”, “забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но молодой герой не поддается нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ - отвечает он дядюшке. Характерно , что после первой неудачи в любви Адуев-младший жалуется “на скуку жизни, пустоту души”. Страница ро- мана, посвященные, описанию любовных похождений героя, - разоблаче- ние эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами своего сердца. Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгод- ный брак по расчету. От былых “небесных” и “вогзвышенных” чувств и мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева, показанная в “Обыкновенной истории”, являлась “обыкновенной” для час- ти дворянской молодежи того времени. Осудив романтика Александра Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо - Петра Ива- новича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного преоб- разования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основан- ный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Одна- ко в произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, коль- косуществовавшие в реальной действительности противоречия,которые нес ли с собой шедшие на смену “всероссийскому застою” буржуазно - капита- листические отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель вместе с тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуаз- ного “здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали аду- евых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему “порядочный чело- век”. Но он в высшей степени “безразличен к человеку, к его нуждам, инте- ресам”.”Смотрят, что у человека в кармане да в петлице фрака, а до осталь- ного и дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лиза- вета Александровна о своем супруге :”...что было главной целью его тру- дов? Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобресть между людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он раз- говаривать не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что на- до дело делать”. Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как про- винциальный дворянин- романтик. и делец-буржуа, но и как два психоло- гически противоположные типа. “Один восторжен до сумабродства, дру- гой - ледян до ожесточения”, - говорит Лизавета Александровна о племян- нике и муже. Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека не в Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармо- нии “ума” и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаве- ты Александровны Адуевой, несмотря на то, что “век” ее “заел” , по спра- ведливому замечанию Белинского, Петр Иваныч. К числу этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету Александровну, но и Наденьку. Дочь несколькими шагами - впереди матери. Она без спросу полюбила Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только для прили- чия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми ром и самим Адуевым , которым, изучив его хорошо,овладела и командует. Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий, но мелко самолюбивый , простой, обыкновенный юноша,каких везде - куча. И она приняла бы его, вышла бы замуж - и все пошло бы обычным ходом. Но явиласчь фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька увидала , что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характе- ре, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о ка- ких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разгля- деть только, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми танцевала , немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам. Она ждала , что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пи- шет сносные стихи, но о них ни кто не знает , да еще дуется про себя на графа за то,что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она переш- ла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской девушки - безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее авторитета матери. Но тут и кончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие своего сознания не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент эпохи был моментом неведения. “Обыкновенная история” сразу же поставила Гончарова в первый ряд прогрессивных писателей-реалистов. В “Обыкновенной истории” в полной мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова, призванного ма- стера русского реалистического романа. Список используемой литературы: 1) Собрание сочинений И.А.Гончарова 2) Собрание сочинений В.Г.Белинского 3) “Творчество И.А.Гончарова” А.Рыбасов Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |