Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Праздник "Путешествие в Царство слов" (5-й класс)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Праздник "Путешествие в Царство слов" (5-й класс)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.10.02
Просмотров: 1151

Седых Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы

Класс украшен плакатом, словари, костюмы, магнитофон, на доске пословицы о словах, «арбуз» с заданиями и др.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Ребята, слово сопровождает нас в течение всей нашей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.
Известный русский философ Н. Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве». Пусть будет оно всегда чистым и новым. Сила слова – беспредельна. Вспомним пословицы о словах.

Сердечное слово до сердца доходит.
Слова – жемчуг, но когда их много –
они теряют цену.
Слово – серебро, молчание – золото.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Слов много, а толку нет.

– «Хромое слово – кривая речь», – гласит ещё одна русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом.

Исполнение песни «Слово в словах» ( На мотив песни «Крылатые качели»)

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.

Припев

Ведь слово до сердца доходит
И может судьбу изменить
Так сделай его своим другом
И сдерживать научись.

Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить.

Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

Учитель. А теперь поговорим о некоторых словах, так или иначе связанных со школой.

(Выходит группа ребят и рассказывает о предметах)

Школа

Представляю, как вы удивитесь, узнав, что слово ШКОЛА пришло из древнегреческого языка и значило «досуг».
Дело в том, что в прошлом греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках.
Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счёт, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство. Так появилась школа.

Урок

Приглядитесь повнимательнее к слову УРОК. Вы увидите: да это же почти точная копия слова УГОВОР: приставка та же самая, а основа говор ( от говорить) равнозначна корню РЁК/РОК , того же корня, что слово реку «говорю», речь.
У-рок – это у-словие.
Наши современные значения его: «задание», а также «время занятий» – образовались от этого, древнейшего.

Пенал

ПЕРО по латыни будет реппа. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую называли ПЕНАЛ. Теперь мы в неё складываем и ручки, и карандаши, и даже для резинки найдётся местечко. А название этой коробочки произошло, как мы уже знаем, от слова реппа.
Раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя потом они были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, название ПЕРО, ПЕРЬЯ по традиции сохранилось. И уже ,конечно, это слово мы будем писать правильно: ПЕНАЛ.

Тетрадь

Это слово было заимствовано из греческого языка. Наше ТЕТРАДЬ возникло из слова tetradion «четвёртая часть листа». Если попробовать перегнуть лист пополам, потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать его закрытые части и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради. Сейчас таких четырёхлистных тетрадей и в помине нет, а вот словечко осталось, и видимо навсегда.

Красная строка

Когда мы пишем, то прибегаем к красной строке. И в книгах есть красные строки. Но почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей?
А вот почему. Когда ещё не было изобретено книгопечатание, книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с чернилами двух цветов – чёрной и красной. Весь текст переписывался чёрными чернилами, а начиная новую страницу, писец менял кисточку, рисовал замысловатый узор, выводил красной краской фигурную первую букву.

Учитель. А сейчас, ребята, я расскажу вам сказку о словах-братьях.

Слова-братья

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища.
Но вот появился в городе Волшебник, который всех одиноких делает счастливыми. Волшебник выстроил все слова в один ряд, велел им друг друга братьями величать. Стали они называться одним словом – … (синонимы).

Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун, а называюсь я… (тайфун).

Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт, мы называем все … (антракт).
На время что – то прекратив, мы объявляем … (перерыв).

Учитель. А сейчас давайте вспомним о словах, которые ссорятся друг с другом. Послушайте стихотворение одной школьницы.

Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.
Слово ДРУГ – любитель игр, а слово ВРАГ – любитель драк.
Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,
Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,
Ну, а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.
ДЕНЬ и НОЧЬ, ВОЙНА и МИР будут спорить, что есть сил.
Ведь у слов, как у людей, ДОБРЫЙ есть и есть ЗЛОДЕЙ.
Ссорится не надо нам, не придётся и словам.
– Почему же некоторые слова между собой «ссорятся»? (Они антонимы).

Игра «Арбузник»

– Ребята, к нам в гости пришёл Петрушка. Он приготовил для вас задания.

(Входит мальчик с большим арбузом, на дольках написаны задания)

1) Синоним к слову ОХРАНЯТЬ (сторожить),
2) синоним к слову СТОЛЕТЬЕ (век),
3) синоним к слову ЗНОЙ (жара),
4) синоним к слову ШАЛУН (озорник),
5) антоним к слову ЛОЖЬ (правда),
6) антоним к слову СЛЁЗЫ (смех),
7) синоним к слову РОДИНА (отчизна),
8) антоним слова СВЕТ (мрак),
9) антоним к слову ГОРЕ (радость),
10) синоним к слову НЕДРУГ (враг),
11) синоним к слову ТРУД (работа, дело, занятие),
12) синоним к слову СМЕЯТЬСЯ (хохотать, заливаться, прыскать),
13) антоним к слову ВЫСОКИЙ (низкий).

Учитель. Часто бывает, что слово одно, но очень по – разному служит оно. Посмотрите инсценировку отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова.

Инсценировка отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она жёлтая, красивая такая! – сказал Сашка.
– И вкусная. Особенно с молоком! – сказал Матвей.
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.

Учитель. Почему в разговоре двух друзей возникла путаница? (Речь идёт об омонимах)
Какой раздел науки о языке изучает синонимы, антонимы и омонимы. (Лексика)

– А сейчас послушайте частушки о том, что ещё изучает лексика.

Частушки

1. Есть такой раздел науки
Лексикой зовётся,
Он значенье слов изучит
И всему тебя научит.

2. Вот стоит один дружок
На солнце загорает,
Однозначным все его
В народе называют.

3. Многозначные слова
Тоже нам известны,
Их значенья разные
Бывают и опасные.

4. Есть словечки – близнецы,
Но какие хитрецы,
Сходным лицам вопреки,
Они по смыслу далеки.

5. Встретились на улице
Дом, изба и здание,
Это же синонимы
Наши слова-братья.

6. Ученье свет, уж знаем мы,
А неученье – тьма
Их различать помогут нам
Антонимы слова.

Учитель. Чтобы стать умным и находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, по-больше нужно играть в слова.

– А сейчас попробуем досказать слово.

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие …(крошки)
В нашем доме на окошке сидят серенькие … (кошки)
Мишка плачет и ревёт: просит пчёл, чтоб дали … (мёд)
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько … (корку)
Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол)
Лежебока рыжий кот отлежал себе … (бочок)
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков … (горох)
– Я в зелёнку угодил! – горько плачет… (крокодил).

Учитель. «Любовь к родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово – это человек без рода и племени». (В.А. Сухомлинский)

Ученик читает стихотворение И.А. Бунина «Слово».

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!

– Прислушайтесь, ребята, к этому мудрому совету И. А. Бунина

Дополнительные задания

1. Составьте словосочетания со словами:

1) гигиенический – … (гигиеническая норма),
гигиеничный – … (гигиеничная ткань);

2) логический – … (логические законы),
логичный – … (логичный вывод);

3) практический – … (практическое применение),
практичный – … (практичная одежда);

4) экономический – … (экономическая политика),
экономичный – … (экономичное устройство).

2. Придумайте смешные фамилию, имя, отчество: для хвастуна, плаксы, выскочки, грубияна, врунишки, весельчака.

3. Вставьте в предложение один из приведённых синонимов. Объясните необходимость использования именно этого слова.

1) Родные … (опасаться, пугаться) за жизнь девочки.
2) Он очень любил … (поспешный, торопливый, проворный, быстрый) езду.
3) Гость пытался собрать осколки … (сломанный, разбитый) вазы.
4) У мальчика дурная привычка … (тормошить, теребить) волосы.
5) Мальчик во всём … (подражать, имитировать) старшего брата.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21