Преподавание русского языка Урок русского языка в 11-м классе по теме "Сложное предложение. Его виды. Характеристика"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.28 Просмотров: 1409 Кузина Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы (Учебник под редакцией А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой) Цели урока:
Знать: понятие сложного предложения, его виды. Уметь: характеризовать сложное предложение, объяснять постановку знаков препинания, чертить схемы. ХОД УРОКА I. Организационное начало урока II. Сообщение темы и цели III. Разминка – Наш сегодняшний урок мы начнём не совсем обычно: с минутки для шутки. Объявляется конкурс дикторов. Только проходить он будет в шутливой форме. У вас на столах лежат карточки с заданиями. Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»). Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения. (См. Приложение 1, слайд 1) Два человека читают вслух, класс проверяет по ключу. (Задание А1) – Перед вами «умная речь», постарайтесь произнести её правильно. (Задание А5) (См. Приложение 1, слайд 2) Учащиеся читают и исправляют ошибки в предложениях. Обратите внимание на последние два предложения. Какое языковое явление нашло в них отражение? (Паронимы) IV. Словарно-орфографическая работа (cм. Приложение 1, слайды 3-7) V. Проверка домашнего задания – На дом было задано упражнение 426. (См. Русский язык: Учебник- практикум для старших классов. – М.: Вербум – М, 2005. с.328). VI. У вас на столах лежат карточки с тестовыми заданиями, выполните их в тетрадях и сдайте на проверку. (Отработка выполнения заданий А20, А21, А22, А23) 1 Вариант А20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) В(прочем)домашние кошки, как и их дикие сородичи, выходят из дому на охоту (по)ближе к ночи. А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. По небу стремительно неслись угрюмые тучи, ветер становился всё сильнее () и по пашне летели клочья сухой травы. 1) Сложносочинённое предложение, пред союзом И запятая не нужна. А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ночные бабочки(1) привлечённые ярким светом (2) прилетели к фонарю (3) стоящему возле нашего дома (4) и кружились теперь в упоительном танце. 1) 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? К счастью (1) мы быстро вышли на открытое пространство. Совсем рядом (2) в овраге (3) должно быть (4) журчал ручей. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 4 2 Вариант А20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Что(бы) воспитать щенка, необходимо много усилий, за(то) сколько радости он вам доставит! А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. По берегам реки по-прежнему лежал () и тихо курился густой туман. 1) Сложносочинённое предложение, пред союзом И запятая не нужна. А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 3, 4 А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? К Сожалению (1) погода испортилась. За окном опять идёт дождь (2) и (3) видимо не скоро закончится. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 3, 4 4) 3, 4 VII. Повторение теоретического материала о сложном предложении (См. Приложение 2) VIII. Упражнение 430 (См. Русский язык: Учебник- практикум для старших классов. – М.: Вербум – М, 2005) – Работаем у доски. Каждое предложение записывается, объясняются знаки препинания, указываются средства связи, чертится схема, даётся характеристика. IX. Работа с текстом. Текст распечатан на каждого ученика. (Учитель в это время проверяет тесты). Запишите текст. Вставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки. (1) Я считаю что нашему языку (ни, не )чего (не) угрожает. (2) Но есть серьёзная угроза речевой культуре когда человек даже не предст..вляет себе б..гатейших ресурсов и возможностей родного языка в его позн..вательной и ко(м мм)уникативной функции. (3) Противостоять этой опасности можно только признав что чувствовать язык так(же) естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость и чувство языка надо ценить и развивать. (4) Ведь есть ещё и эстетическая функция которая совсем не ограничивается сферой художественной литературы: она в значительной степени формирует наше сознание. 1. Определите стиль текста. X. Домашнее задание: сочинение на основе текста. «Нашему языку ничего не угрожает…» Согласны ли вы с этим утверждением? XI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |