Преподавание литературы Урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Волки"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.28 Просмотров: 1887 Пудова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру:
Помни это. Будь человеком.
Цель урока:
Оборудование (наглядность):
Урок начинается рассказом учителя о В.М. Шукшине. Удивительно талантливый и разносторонне одарённый – актёр, киносценарист, режиссёр, писатель. В 1963 году вышел сборник его рассказов “Сельские жители”, который принёс Шукшину известность. Героями стали деревенские жители, и это не случайно. Василий Макарович сам родился и вырос в селе Сростки Алтайского края. Он никогда не считал себя горожанином и пронёс через всю свою жизнь любовь к русской деревне и её жителям. Именно здесь он научился ценить нелёгкий крестьянский труд, честность и открытость, искренность, простоту.[1] Стихотворение читает ученик:
Жизнь не баловала Василия Шукшина: в 1933 г. арестовали отца, как говорили тогда, “за вредительство”. С 15 лет пришлось зарабатывать на жизнь, в 16 уйти из дома. Пытался поступить в училище – не удалось, а затем служба на флоте. Вернувшись в родное село, экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости, работает в вечерней школе, преподает русский язык и литературу. В 1954 г. поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Однокурсники вспоминали, что ВГИКовские педагоги боялись его брать: он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, а о чем лучше промолчать. Поверил в Шукшина Михаил Ромм. С этого момента жизнь Василия Шукшина связана с кино. Он играет во многих фильмах: “Печки-лавочки”, “Живет такой парень”, пишет сценарии и сам снимается: “Калина красная”, “Они сражались за родину”. Мы поговорим сегодня о В. Шукшине – писателе. О чем он писал? О том, что очень хорошо знал сам, что пережил сам. Однажды он сказал так: “Цель искусства заключается в том, чтобы помочь человеку познать жизнь и самого себя, сделать людей гуманнее, возвышенней, благородней”. Поэтому писатель-гуманист восставал против всего, что искажает, калечит человеческую душу, будь это мещанство, приобретательство, корыстолюбие, ложь в человеческих отношениях, трусость, подлость, предательство. - Вы прочитали рассказ “Волки”. Попробуем разобраться в прочитанном, выяснить, как ведет себя человек в экстремальной ситуации, дома нужно будет написать сочинение-рассуждение. - Почему рассказ называется “Волки”? (название имеет глубокий подтекст, оно символично-метафорично: волки – это не только лесные хищники, волки – это и люди типа Наума, с которыми приходится жить Ивану). - Что послужило основой написания рассказа?: (случай, который произошел с героями – тестем Наумом Кречетовым и зятем Иваном Дегтяревым, поехавшими в лес за дровами и встретившимися с волками). - Это характерная черта рассказов В. Шукшина: в основе – факт из жизни, случай. Какие мысли, чувства вызвал рассказ? О чем заставил задуматься? (негодование и возмущение, о совести человеческой). - Что такое совесть? ( чувство и осознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед собой, перед людьми, перед обществом) - Как-то В. Шукшин, отвечая на вопрос, какими должны быть рассказы, заметил, что это: рассказ – судьба, рассказ – характер, рассказ – исповедь, рассказ – анекдот. и всегда настойчиво искал ответ на волнующие вопросы нашей жизни: как защитить достоинство человека, как бороться с воинствующей демагогией, как пробудить совесть в человеке? - Что за рассказ у нас? Докажите. (рассказ - характер) Рассказ начинается просто, прочитаем короткую экспозицию - Что настораживает читателя? (хитрый, но обаятельный герой). - Какие отношения сложились между тестем и зятем? - Можно ли определить характер героев, может быть, попробуем дать их словесный портрет? (Наум – небольшого роста, плотный; кареглазый, глаза, как щелочки; хитрый, живой, верткий, сметливый, жадный, лицемерный. Имя говорящее: сам себе на уме. Иван – простой, добрый, спокойный, рассудительный, несуетливый, высокий.Характеры героев непримиримые, они совсем разные) В. Шукшин редко прибегает к описанию природы, но если пейзаж есть, то он играет важную роль: связан с душевными переживаниями человека, находится в гармонии с ними или противоречит им. - чтение пейзажной зарисовки ( смотри текст [3] стр. 625). - Каково назначение пейзажа? (гармония в мире природы контрастна человеческим отношениям). - Какие чувства переживает Иван, оставшись один на один с волками? (стр. 626). (страх, жгучее любопытство, смех над тестем – почему?) - Когда и почему Ивана охватил настоящий страх? (стр. 626). (взгляд круглых желтых глаз был прям и прост: он догонял жертву), (он (волк) ни перед чем не остановится, его ничто не остановит (стр. 627)). - Какой подтекст слышится здесь? (сравнение с Наумом: Наума не остановили ни волки, обходящие зятя, ни его просьба немного попридержать лошадь и дать топор, ни грубый окрик Ивана, ни гибель коня. Ничто не остановило Наума от трусости и предательства. Волки - хищные звери, а Наум?). - Как вы охарактеризуете его поведение? (это страшный человек – человек без совести, который думает только о себе.) - Что спасло Ивана? (его умение собраться, смелость и.. случайность). В схватке с волками Иван терпит поражение, он спас себя, но ценой гибели лошади, он чувствует свое бессилие. “Ваша взяла”, - горько произносит он. - Каким образом повторяется эта сцена “ваша взяла” в доме тестя? (снова бессилие, за подлость, трусость наказать не может, да и милиционеры уже приглашены). - Какие чувства испытывает Иван. столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя? (стр.629). - изумление от наглости (“Ты просил топор – я бросил”). - досаду за самого себя (не смог догнать на дороге). - безысходность и бессилие, что не смог защитить своего достоинства (стр. 629). Свою вину Наум признавать не хочет, да и не видит её, защищает себя обилием слов не по делу, демагогией (преднамеренное извращение фактов для привлечения на свою сторону). Наум недоволен всем: водопроводов нету, в деревне плохо, в городе лучше, он всегда прав, виноваты другие. - Какая фраза является в диалоге ключевой, очень важной для автора? - Она повторяется дважды на одной (629-й) странице. Почему? (Звучит, как рефрен: человек должен оставаться человеком в любой ситуации). - Объясните фразу милиционера: “…там-то не мог?”. (в деревне Наума хорошо знают, не любят, в этом искусство авторского полунамека). - Почему рассказ не закончен, как называется такой финал, как в этом рассказе? (Открытый финал, читатель сам догадывается, как сложатся отношения Наума и Ивана, но не это главное для В. Шукшина. – А что же хотел сказать писатель? (Умение быть человеком, т.е. иметь совесть, оставаться человеком в любой ситуации). - Свяжите тему рассказа с эпиграфом и темой урока. - Как же удалось В. Шукшину в таком маленьком рассказе раскрыть очень важную проблему. Обратите внимание на построение: ( В рассказе преобладает диалог (действие через речь) - В каких произведениях мы встречаемся с подобным? (в драматических). - Обратите внимание на абзацы, синтаксические конструкции. (очень короткие, часто из 1предложения ). Абзацы можно сравнить с кадрами фильма, недаром Шукшин учился у Ромма, рассказы кинематографичны. - Объясните, почему после слов: “…изумился Иван…” перед союзом “И” стоит точка? Что за прием и зачем? (Парцелляция, будто переход от одного кадра к другому.) Особенности языка: всё очень просто, лаконично, рассказ написан разговорным стилем. В нескольких словах дается характер человека. Шукшин внимателен к деталям ( желтый глаз волка - символ безжалостности.) - Философ Бердяев писал: “Совести человеку нужно повиноваться больше, чем обществу, чем внешнему закону?” Согласны ли? В. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: “ Что с нами происходит?” Не щадил себя, торопился сказать правду и этой правой объединить людей, сблизить. Остались его слова, будоражащие душу: “Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть, мы один раз, уж так случилось, живем на земле.” Так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее. С этим жил, в это верил, это проповедовал В. Шукшин. Покатый взлобок. Голь, Потрава.
Это та высота, которую задал нам писатель Шукшин, а мы не должны забывать, что мы – люди. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по рассказу “Волки”. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |