Преподавание русского языка ПредлогNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.26 Просмотров: 999 Панова Галина Афанасьевна, учитель русского языка и литературы Триединая цель:
Учебные задачи:
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. ХОД УРОКА I. Оргмомент. Вопросы учителя:
Указания учителя: записать число и пропустить одну строчку. II. Проверка домашнего задания. Проводится блицопрос по теме “Служебные части речи” (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9.) Вопросы: 1). Что относится к служебным частям речи? 2). Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? 3). Для чего нужны служебные части речи? Пока проводится блицопрос, в это время у доски работает ученик по заданию: из указанных слов составить вопросительное предложение. Слова: все, в, сегодня, Ваня, у, и, лежать, тетради, портфель, учебники, ли. Должно получиться предложение: Сегодня у Вани все ли учебники и тетради лежат в портфеле? Задание: каждое слово в предложении определить как часть речи III. Подготовка учащихся к усвоению новой темы. Мотивация. Учитель вывешивает рисунок “Зимний дуб”, на котором висят разной формы шары, а в них записаны слова. Задания:
Текст: У Игоря голова умная. Он честно дружит с пятерками. На его столе всегда все в порядке. На вопрос учителя: “Почему это текст?” - ребята отвечают: “По логике смысл одного предложения вытекает из другого”. Вопрос: Какая служебная часть речи фигурирует в составленных предложениях? Ответ: Предлог. Учитель: Следовательно, что будет темой урока?” Ответ: Предлог. Ученики это слово записывают на пропущенной строчке. IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление полученных знаний. Учитель: Чтобы ответить на вопрос: “Что означает слово предлог?” - нужно выполнить морфемный разбор. Слова для разбора по составу: предгорье – пред (перед) горой предъюбилейный – пред (перед) юбилеем предвыборный – пред (перед) выборами предлог – пред (перед) словом (“логос” означает “слово, речь”). В составленном выше тексте найти предлоги с существительными, определить падеж и выделить окончание. Вопрос: Какую роль сыграли предлоги в предложении? Ответ: Предлоги вместе с окончаниями связывают слова в предложение. Проводится мини-исследование “Узелки”. На листках бумаги у каждого ученика и на доске дана запись:
Затем ученики ведут стрелки от словосочетаний к соответствующим падежам и завязывают “узелки”. Результат должен быть таким: Вывод: 1. Им.п. не имеет предлогов, это прямой падеж, ему принадлежит только подлежащее. 2.Один и тот же предлог “прислуживает” разным падежам, например: ПОД – Т.п., В.п. В – П.п., В.п. НА – П.п., В.п. Это предлоги – “побегушки”. 3. Косвенные падежи управляют несколькими предлогами. 4. Есть предлоги – синонимы: около, у, близ. Работа по теории - § 146(зачитать 1-ый, 3-ий абзацы) Выполнение упр. 300. Синтаксический разбор предложения: V. ВЫВОД по теме урока. Что нового узнали об удивительной служебной части речи и чему научились? Примерные ответы: предлог вместе с окончанием самостоятельной части речи служит для связи слов в предложение; один и тот же предлог может употребляться в разных падежах; предлоги со словами пишутся раздельно. Срез: из 2-ого предложения упр.300 выписать предлоги со словами, определить самостоятельную часть речи и обозначить падеж. Проверка выполненного задания. VI. Домашнее задание: § 146, упр. 297. Дается комментарий к выполнению упражнения. VII. Итог урока. Оценка своей деятельности на уроке. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |