Сочинения по литературе и русскому языку Реферат: Методика факультатива "Современные тенденции развития русской литературы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.25 Просмотров: 801 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ. Глава I. Факультативные занятия по литературе. 1.Задачи и специфика факультативов. 2.Виды заданий на факультативных занятиях. 3.Факультатив в старших классах. 4. Формы учебного процесса на факультативных занятиях по литературе. 5. Содержание факультатива. ГлаваII. Факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы”. Тематический план факультатива “Современные тенденции в развитии русской литературы”. Содержание факультативного курса. Планы семинарских занятий факультатива. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Литература ВВЕДЕНИЕ. С каждым годом в нашем обществе увеличиваются потребности в специалистах высокообразованных, поэтому и растут требования к качеству образования. Оно постепенно становится более узким, специализированным, увеличиваются объемы изучаемого материала. Появляется много специализированных средних учебных заведений, дающих уже в процессе получение среднего образования учащимся профессиональную, техническую или гуманитарную направленность. Это помогает человеку раньше определиться в жизни и все силы направить на получение знаний, впоследствии нужных. В учебных заведениях, имеющих узкую направленность, нужны соответствующие ей предметы, а также факультативные курсы. Последние расширяют кругозор учащихся, дают основы научной работы, помогают определиться в дальнейшей деятельности. Мы считаем, что факультативный курс, нами предложенный, очень нужен в гуманитарных гимназиях, лицеях, специализированных школах. Его тема “Современные тенденции в развитии русской литературы” направлена, в основном, на рассмотрение эстетики русского постмодернизма. Авторы и произведения этой эстетики в последнее время становятся очень популярными, особенно В.Пелевин и его романы, Вен.Ерофеев, поэзия Д.А.Пригова и др. Это явление сравнительно новое и еще мало изучено, нет общей теории по этому вопросу. Но, несмотря на это, велико влияние его художественных и философских принципов на литературу, искусство, мировоззрение. Постмодернизм способен воздействовать на юные умы неадекватно, поэтому необходимо знакомить учеников с этой новой тенденцией, к тому же обещающей оставить след в нашей культуре. Школьные программы не учитывают этой важной тенденции. Постмодернизм как явление и произведения, написанные в этой эстетике, не изучаются в школе. Отсюда возникает проблема: Каким образом можно познакомить учащихся с этим ярким явлением в литературе? Данное исследование имеет целью: Разработать факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы” и методические рекомендации к нему. Постмодернизм в литературе изучается немногими исследователями, в том числе В.Курицыным, М.Липовецким, В. Лавровым, А.Генисом и др. Проблема изучения постмодернизма в школе почти не разрабатывается. Объектом нашего исследования будут особенности факультативного курса по литературе в старших классах. Предметом: разработка факультатива по заданной теме. Мы выдвигаем гипотезу: цели и задачи данного факультативного курса лучше всего будут выполнены в 11-х классах специализиро- ванных учебных заведениях с гуманитарным уклоном. Задачи исследования: 1. Определить особенности (задачи, умения, временные рамки, оценка учащихся) факультатива по литературе. 2. Выявить основные формы учебной деятельности на факультативном курсе. 3. Раскрыть особенности отбора содержания факультатива. 4. Разработать цели, задачи, тематический план факультативного курса “Современные тенденции в развитии русской литературе”. 5. Составить примерные конспекты нескольких занятий факультативного курса (на выбор). Для решения данных задач были использованы следующие методы: 1)Изучение методической литературы. 2)Изучение критической литературы, касающейся темы курса. 3)Апробация одного из уроков в 11-м классе средней школы N8 г.Березники. Глава I. Факультативные занятия по литературе. 1.Задачи и специфика факультативов. Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. Факультативные занятия ведутся по программам, утвержденным Министерством просвещения и служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся ,развития их интересов и способностей; они содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей-словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Выпускники школы, учавствовавшие в факулитативном изучении литературы, в какой бы сфере ни работали, обычно сохраняют высокую читательскую активность и культуру. Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе.Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем,что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий. Работая с относительно небольшим числом заинтерисованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке,может осуществлять дифференцированный подход,подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников. Факультативные занятия предпологают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес для науки: “художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников”. [ ;111] Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории – на уроке, на вечере, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания. Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения , его жизнь на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссера и актера – такого рода работа широко применяется на факультативных занятиях. Факультативы создают благоприятные условия для того, чтобы школьники почувствовали общественную ценность учебного труда: участники их, как правило, “Становятся творческим активом класса на уроках по основному курсу, инициативны и деятельны во внеклассной работе, являются ближайшими помощниками учителя и библиотекаря в пропаганде книги.” [ ;323] В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы. [ ;325] 1. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств. 2. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении. 3. Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста. 4. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности. 5. Умение правильно читать художественный текст. 6. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя. 7. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного. 8. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи, и т.д. На первом вступительном занятии учитель, знакомя школьников с программой факультатива, говорит об организации их работы. Далее, приступая к очередной теме, учитель на вводном занятии рассматривает вместе с учащимися, учитывая их предложения, план занятий, распределяет и объясняет задание. Задания выстраиваются как бы по спирали: основные виды работы повторяются, но сложность их возрастает. 2.Виды заданий на факультативных занятиях. Дадим краткую характеристику типичных заданий ( ;8-9) Работа с хронологической таблицей. ( от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям); Выразительное чтение текста(при изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера , конкурсы на лучшего исполнителя); Комментирование текста ( начинается с кратких сведений о времени и обстоятельствах создания произведения, затем, по мере углубления, переростает в сообщение о творческой истории произведения); Аналитическая беседа по тексту произведения(сначала это выявление и осмысление отдельных деталей и компонентов произведения, далее – рассмотрение произведения в одном из возможных аспектов с расширением объема работы, выполняемой учениками, с привлечением черн |