ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Родина. Отечество. Отчизна. 5-й класс

Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1765

Старкина Таисия Валентиновна, учитель русского языка

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (22,74 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

1) познавательные – ознакомление учащихся с понятием “синонимы”, с отличиями синонимов друг от друга;

2) практические – формирование умений определять общее лексическое значение синонимов, подбирать синонимы к данным словам, выяснять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов;

3) общепредметные – развитие умения группировать языковые явления.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознание встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимия появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под знаменем Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый.

Возьмем слова смелый, бесстрашный, безбоязненный…Так отзываются о герое. А как еще о нем можно сказать?

(Дети подбирают слова храбрый, отважный, мужественный, записывают в тетрадь).

Правильно. А еще о герое можно сказать неустрашимый, лихой, удалой. Все эти прилагательные обозначают один и тот же признак: “не испытывающий страха”, но разными словами.

Смелый – тот, кто не поддается чувству страх, умеет преодолеть его.

Храбрый – тот, кто не боится опасностей, не уклоняется от них, борется с ними.

Отважный – очень смелый, готовый к поступкам, требующим бесстрашия.

Бесстрашный – не знающий страха.

Мужественный – тот, кто не теряет присутствия духа, уверенности перед лицом опасности.

Неустрашимый – чуждый страха, очень храбрый.

Синонимы есть среди всех остальных самостоятельных частей речи, кроме числительных. Синонимы образуют гнезда, или ряды. На первом месте в словарях обычно ставят “главный” синоним, который выражает общее значение, объединяющее все слова этого ряда с их дополнительными смысловыми и стилистическими оттенками. Например: Смелый - храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный, неустрашимый, удалой, лихой – синонимы. Они передают оттенки одного и того же слова.

Неустрашимый – (книжное слово) – очень храбрый;

Удалой – (народно-поэтическое) – “полный удали”;

Лихой – (разговорное) – “смелый, идущий на риск”.

II. Работа по учебнику.

- Чем отличаются синонимы друг от друга? (Оттенками значений, употреблением в речи)

- Сколько слов считаются синонимами? (Два и более)

- Что такое синонимический ряд?

III. Закрепление изученного материала.

Учитель. Кто в русской армии герой?

Понятно без подсказки.
А если нет, то наш совет:
Читайте на ночь сказки.
Кто суп варил из топора,
Чертей не раз морочил.
Такого жара им давал,
Проверьте, кто захочет!

Ученики. Солдат.

Учитель. Правильно. Составляем и записываем новый синонимический ряд: Солдат, боец, воин, воитель, вояка.

- Что обозначает каждое из этих слов?

- Каково у них общее смысловое ядро, т.е. общее лексическое значение всех синонимов?

Эти слова означают лицо, принимающее участие в военных действиях, но могут употребляться и в расширенном значении: лицо вообще борющееся с кем-нибудь или с чем-нибудь.

Слово боец подчеркивает непосредственное участие в битвах, в боях.

Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

(М. Лермонтов)

Воин – архаизм, употребляющийся сейчас в торжественном стиле.

И видят: в поле меж врагами,
Блистая в латах, как в огне,
Чудесный воин на коне…

(А. Пушкин “Руслан и Людмила”)

Вояка – слово разговорной речи, имеющее несколько иронический оттенок (опытный, отличившийся в боях, лихой воин).

“С четырнадцатого года воюю, все перестать не могу, вот, брат, вояка, ей-богу”. (А.Н. Толстой).

Воитель – устаревшее книжное слово.

Солдат – военный термин, обозначающий в армии рядового.

Солдат солдату родной брат.

(Входит строевым шагом Солдат)

Солдат (скандирует в ритм своему шагу)

Раз-два! Раз-два!
Удалая голова!
Раз-два! Раз-два!
Испугаюсь черта с два!
Раз-два! Раз-два!
Это знает стар и млад,
В русской армии герой –
Доблестный солдат!

(Останавливается возле Учителя и прикладывает руку к козырьку)

Солдат. Имею честь доложить: русский солдат Иван Тарабанов.

Учитель. Ой, Солдат, как хорошо, что ты пришел! Кто лучше тебя сможет наших будущих воинов уму-разуму научить, рассказать им о солдатской смекалке и взаимопомощи.

Солдат. А насчет помощи не извольте беспокоиться! Недаром в русской армии всегда бытовало правило: сам погибай, а товарища выручай.

Учитель. Помоги нам, Солдат, проверить задания, которые будут даны отрядам.

Солдат. С удовольствием!

Задания отрядам:

Задание 1. Синтаксический разбор сложного предложения (всем отрядам).

Солдаты тихо шли по пыльной дороге, и легкий ветерок обдувал их усталые лица.

Задание 2.

1 отряд: выписать из предложения 3 словосочетания и разобрать.

2 отряд: фонетический разбор слова боец.

3 отряд: морфемный разбор слов боец, бесстрашный, защищать.

Учитель. Молодцы, ребята. Достойная смена.

Солдат, а я знаю присказку про нашу армию: отчего бились с русской армией сорок царей, да сорок королей. Бились, бились, да только сами разбились.

Солдат. Вот это точно. Еще сам Александр Невский сказал: “Приходите на Русь с миром, с миром вас и встретим. Но кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля”.

Учитель. А я думаю, армия России сильна тем, что каждый год вырастают в русских городах и селах новые богатыри, которые в случае опасности всегда помогут встать на защиту родной земли, родины.

Родина. Подберите синоним к слову Родина.

IV. Словарно-орфографическая работа.

Родина

Отечество

Отчизна

- Каково общее смысловое ядро этих слов, т.е. общее лексическое значение?

Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка).

Докажите, что слова Родина, Отечество, Отчизна – синонимы.

“Это моя родина, моя родная земля, мое отечество. В жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе”. (А.Н. Толстой)

Задание. Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните смысл заглавия. Укажите в нем синонимы.

Россия, Родина, Отчизна

Россия, Родина, Отчизна
В звезде рубиновой,
Как в призме,
Дороги сходятся
Лучась.
Россия,
Родина,
Отчизна –
Прочна понятий этих
Связь.
Она прочна и нерушима,
Как сила братского
Родства.
Как хлеб и соль –
Необходима.
Как сущность сложности
Проста.

(Л. Татьяничева)

Учитель. Человек, который горячо любит свою родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, готов встать на ее защиту – патриот.

Патриотизм – преданность, любовь к своему отечеству, своему народу.

Русский солдат горячо любит свою Родину, готов защищать свою Отчизну и служить своему Отечеству.

(Звучит песня “ Я служу России”)

V. Обобщение изученного.

Синонимы – это словарное богатство нашего языка. Они собраны в особых словарях синонимов. (Один из них учитель показывает ученикам). Нужно запомнить как можно больше синонимов и пользоваться ими в своей речи. Уроки русского языка помогут вам в этом.

Д/з: п. 67, упр.350.