Преподавание русского языка Родина. Отечество. Отчизна. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1997 Старкина Таисия Валентиновна, учитель русского языка Презентации к урокуЗагрузить презентацию (22,74 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока: 1) познавательные – ознакомление учащихся с понятием “синонимы”, с отличиями синонимов друг от друга; 2) практические – формирование умений определять общее лексическое значение синонимов, подбирать синонимы к данным словам, выяснять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; 3) общепредметные – развитие умения группировать языковые явления. Ход урока I. Вступительное слово учителя. Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознание встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом. Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимия появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под знаменем Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый. Возьмем слова смелый, бесстрашный, безбоязненный…Так отзываются о герое. А как еще о нем можно сказать? (Дети подбирают слова храбрый, отважный, мужественный, записывают в тетрадь). Правильно. А еще о герое можно сказать неустрашимый, лихой, удалой. Все эти прилагательные обозначают один и тот же признак: “не испытывающий страха”, но разными словами. Смелый – тот, кто не поддается чувству страх, умеет преодолеть его. Храбрый – тот, кто не боится опасностей, не уклоняется от них, борется с ними. Отважный – очень смелый, готовый к поступкам, требующим бесстрашия. Бесстрашный – не знающий страха. Мужественный – тот, кто не теряет присутствия духа, уверенности перед лицом опасности. Неустрашимый – чуждый страха, очень храбрый. Синонимы есть среди всех остальных самостоятельных частей речи, кроме числительных. Синонимы образуют гнезда, или ряды. На первом месте в словарях обычно ставят “главный” синоним, который выражает общее значение, объединяющее все слова этого ряда с их дополнительными смысловыми и стилистическими оттенками. Например: Смелый - храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный, неустрашимый, удалой, лихой – синонимы. Они передают оттенки одного и того же слова. Неустрашимый – (книжное слово) – очень храбрый; Удалой – (народно-поэтическое) – “полный удали”; Лихой – (разговорное) – “смелый, идущий на риск”. II. Работа по учебнику. - Чем отличаются синонимы друг от друга? (Оттенками значений, употреблением в речи) - Сколько слов считаются синонимами? (Два и более) - Что такое синонимический ряд? III. Закрепление изученного материала. Учитель. Кто в русской армии герой?
Ученики. Солдат. Учитель. Правильно. Составляем и записываем новый синонимический ряд: Солдат, боец, воин, воитель, вояка. - Что обозначает каждое из этих слов? - Каково у них общее смысловое ядро, т.е. общее лексическое значение всех синонимов? Эти слова означают лицо, принимающее участие в военных действиях, но могут употребляться и в расширенном значении: лицо вообще борющееся с кем-нибудь или с чем-нибудь. Слово боец подчеркивает непосредственное участие в битвах, в боях.
Воин – архаизм, употребляющийся сейчас в торжественном стиле.
Вояка – слово разговорной речи, имеющее несколько иронический оттенок (опытный, отличившийся в боях, лихой воин). “С четырнадцатого года воюю, все перестать не могу, вот, брат, вояка, ей-богу”. (А.Н. Толстой). Воитель – устаревшее книжное слово. Солдат – военный термин, обозначающий в армии рядового. Солдат солдату родной брат. (Входит строевым шагом Солдат) Солдат (скандирует в ритм своему шагу)
(Останавливается возле Учителя и прикладывает руку к козырьку) Солдат. Имею честь доложить: русский солдат Иван Тарабанов. Учитель. Ой, Солдат, как хорошо, что ты пришел! Кто лучше тебя сможет наших будущих воинов уму-разуму научить, рассказать им о солдатской смекалке и взаимопомощи. Солдат. А насчет помощи не извольте беспокоиться! Недаром в русской армии всегда бытовало правило: сам погибай, а товарища выручай. Учитель. Помоги нам, Солдат, проверить задания, которые будут даны отрядам. Солдат. С удовольствием! Задания отрядам: Задание 1. Синтаксический разбор сложного предложения (всем отрядам). Солдаты тихо шли по пыльной дороге, и легкий ветерок обдувал их усталые лица. Задание 2. 1 отряд: выписать из предложения 3 словосочетания и разобрать. 2 отряд: фонетический разбор слова боец. 3 отряд: морфемный разбор слов боец, бесстрашный, защищать. Учитель. Молодцы, ребята. Достойная смена. Солдат, а я знаю присказку про нашу армию: отчего бились с русской армией сорок царей, да сорок королей. Бились, бились, да только сами разбились. Солдат. Вот это точно. Еще сам Александр Невский сказал: “Приходите на Русь с миром, с миром вас и встретим. Но кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля”. Учитель. А я думаю, армия России сильна тем, что каждый год вырастают в русских городах и селах новые богатыри, которые в случае опасности всегда помогут встать на защиту родной земли, родины. Родина. Подберите синоним к слову Родина. IV. Словарно-орфографическая работа.
- Каково общее смысловое ядро этих слов, т.е. общее лексическое значение? Страна, в которой человек родился и гражданином которой является. (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка). Докажите, что слова Родина, Отечество, Отчизна – синонимы. “Это моя родина, моя родная земля, мое отечество. В жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе”. (А.Н. Толстой) Задание. Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните смысл заглавия. Укажите в нем синонимы.
Учитель. Человек, который горячо любит свою родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, готов встать на ее защиту – патриот. Патриотизм – преданность, любовь к своему отечеству, своему народу. Русский солдат горячо любит свою Родину, готов защищать свою Отчизну и служить своему Отечеству. (Звучит песня “ Я служу России”) V. Обобщение изученного. Синонимы – это словарное богатство нашего языка. Они собраны в особых словарях синонимов. (Один из них учитель показывает ученикам). Нужно запомнить как можно больше синонимов и пользоваться ими в своей речи. Уроки русского языка помогут вам в этом. Д/з: п. 67, упр.350. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |